Все мы как будто знаем сказочку о несчастной уточке Серой Шейке, о которой даже в песенке поется: «Судьба не копейка, мне попросту не повезло... Я Серая Шейка, и мне перебили крыло». Забавно, но факт: если попросить несколько человек пересказать сюжет этой сказки, можно услышать совершенно разные истории.
В чем же дело? Все просто: каждый перескажет ту версию, которая ему запомнилась больше. Мрачноватую сказку, которую мы проходили в школе на уроках литературы или весьма поучительный мультик, считающийся теперь нашей классикой. При том, что героиня в этих сказках - одна, истории, как выяснилось, - две.
Русский писатель-реалист XIX века Д. Н. Мамин-Сибиряк в свое время написал много литературных произведений, но знают и помнят его именно по незамысловатой сказочке про Серую Шейку, появившейся в 1893 году. Она была задумана как развлекательная история о «о нравах и быте», о лесной семье-общине, поразительно похожей на мир людей.
Однако Мамин-Сибиряк, сам того не ведая, сочинил притчу родом из двадцатого века - экзистенциальную драму о смерти, о страхе ее ожидания, об одиночестве, об оправданном предательстве, об отчаянии. О добром сердце, вынужденном страдать, никого не обвиняя и не озлобляясь. У писателя из религиозной семьи получилась совсем не детская сказка, несмотря на ее «детские интонации» и упрощенный для понимания малышей язык.
Мультик, выпущенный гигантом «Союзмультфильм» спустя пятьдесят с лишним лет, тоже ориентирован на детскую аудиторию, но уже совершенно другую, да и живущую в совсем другой стране. Советская Серая Шейка ничуть не похожа на свою кроткую тихоню- предшественницу из книжки. Она бодра и энергична, она не позволит себе никаких упаднических настроений и будет бороться за свою жизнь до конца. Разница этих двух сказок - не только в характерах Шеек, но и в развитии сюжетов.
Книжная Серая Шейка стала калекой случайно: еще утенком она попала в лапы лисе. Отважная мама отбила, только крыло у дочки осталось поврежденным. Теперь, накануне зимы, Мама-утка страдает, находясь в ситуации жуткого выбора: она готова остаться с дочкой-калекой зимовать, но у нее же есть и другие, здоровые дети Снова поразительно угаданная тема ХХ века, тема материнства в эпоху войн и революций с их разрухой и голодом? И все же она улетает, потому что ее долг - быть рядом с живыми, а дочь - все равно не жилец...
«Наша» Серая Шейка, конечно же, пострадала не просто так, а в бою: она прямо-таки грудью защитила своего друга зайчонка от лисы, за что расплатилась перебитым крылом. Мама-утка, сочтя ее погибшей и погоревав немного, улетает со спокойной совестью.
Наступает зима, мороз крепчает, полынья - единственная территория жизни - становится все меньше И тут появляется Лиса. Она приходит к полынье каждый день и неторопливо, с издевочкой беседует: вылезай, все равно моей будешь. Она конечно, готова съесть Серую Шейку немедленно, но в этом предвкушении у нее свой кайф, подпитывающийся тоской и ужасом жертвы. «Соскучилась я по тебе, уточка Ну как себя чувствуешь?» - так начинается ежедневное приветствие Лисы возле полыньи. Своего рода роман между охотником и жертвой.
Советскую Серую Шейку, конечно, не забывают товарищи. Ей друзья-зайцы: то поесть принесут, то лису на себя отвлекут. А мудрый Глухарь и вовсе решил вернуть уточке радость полета, правда достаточно жестким методом (так и вспоминается: «...не можешь - заставим»). Мол, не слышу ничего, старый дурак, подойди ближе! А сам перелетает с ветки на ветку, поднимаясь все выше...
В рассказе Серая Шейка была прозаически стариком охотником, который спугнул лису и заботливо подобрал уточку как утеху для своих внучат... Циничный взрослый читатель, конечно, может вообразить на свой лад, чем закончится для бедняги это но для детей это счастливый финал. Одиночеству конец: среди людей все будет хорошо. И тепло, и сытно, и весело.
Но мультяшная Серая Шейка не может быть спокойна, пока враг жив и где-то рядом! Теперь она охотник, а лисица - жертва. Завидев ее, Серая шейка притворяется слабой и немощной и заманивает вошедшую в азарт доверчивую хищницу на ледоходную реку, где лису и ожидает смерть. Так добро и зло неожиданно меняются местами.
Впрочем, это мнение современного зрителя. Напомним, что мультфильм появился в послевоенном 1948 году, когда беспощадность к врагу казалась совершенно адекватным явлением, а сценарий был написан военным романистом Георгием Березко. Так простенькая на первый взгляд сказочная история выявила большой простор для интерпретаций.
Конечно, нам действительно повезло, что в нашей стране существовал «Союзмультфильм», обогативший и одухотворивший жизнь миллионов юных советских граждан.
СТЕПЬ ДНЁМСтепь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..ОПИСАНИЕ ВЕЧЕРНЕЙ СТЕПИ Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих, Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу.
В чем же дело? Все просто: каждый перескажет ту версию, которая ему запомнилась больше. Мрачноватую сказку, которую мы проходили в школе на уроках литературы или весьма поучительный мультик, считающийся теперь нашей классикой. При том, что героиня в этих сказках - одна, истории, как выяснилось, - две.
Русский писатель-реалист XIX века Д. Н. Мамин-Сибиряк в свое время написал много литературных произведений, но знают и помнят его именно по незамысловатой сказочке про Серую Шейку, появившейся в 1893 году. Она была задумана как развлекательная история о «о нравах и быте», о лесной семье-общине, поразительно похожей на мир людей.
Однако Мамин-Сибиряк, сам того не ведая, сочинил притчу родом из двадцатого века - экзистенциальную драму о смерти, о страхе ее ожидания, об одиночестве, об оправданном предательстве, об отчаянии. О добром сердце, вынужденном страдать, никого не обвиняя и не озлобляясь. У писателя из религиозной семьи получилась совсем не детская сказка, несмотря на ее «детские интонации» и упрощенный для понимания малышей язык.
Мультик, выпущенный гигантом «Союзмультфильм» спустя пятьдесят с лишним лет, тоже ориентирован на детскую аудиторию, но уже совершенно другую, да и живущую в совсем другой стране. Советская Серая Шейка ничуть не похожа на свою кроткую тихоню- предшественницу из книжки. Она бодра и энергична, она не позволит себе никаких упаднических настроений и будет бороться за свою жизнь до конца. Разница этих двух сказок - не только в характерах Шеек, но и в развитии сюжетов.
Книжная Серая Шейка стала калекой случайно: еще утенком она попала в лапы лисе. Отважная мама отбила, только крыло у дочки осталось поврежденным. Теперь, накануне зимы, Мама-утка страдает, находясь в ситуации жуткого выбора: она готова остаться с дочкой-калекой зимовать, но у нее же есть и другие, здоровые дети Снова поразительно угаданная тема ХХ века, тема материнства в эпоху войн и революций с их разрухой и голодом? И все же она улетает, потому что ее долг - быть рядом с живыми, а дочь - все равно не жилец...
«Наша» Серая Шейка, конечно же, пострадала не просто так, а в бою: она прямо-таки грудью защитила своего друга зайчонка от лисы, за что расплатилась перебитым крылом. Мама-утка, сочтя ее погибшей и погоревав немного, улетает со спокойной совестью.
Наступает зима, мороз крепчает, полынья - единственная территория жизни - становится все меньше И тут появляется Лиса. Она приходит к полынье каждый день и неторопливо, с издевочкой беседует: вылезай, все равно моей будешь. Она конечно, готова съесть Серую Шейку немедленно, но в этом предвкушении у нее свой кайф, подпитывающийся тоской и ужасом жертвы. «Соскучилась я по тебе, уточка Ну как себя чувствуешь?» - так начинается ежедневное приветствие Лисы возле полыньи. Своего рода роман между охотником и жертвой.
Советскую Серую Шейку, конечно, не забывают товарищи. Ей друзья-зайцы: то поесть принесут, то лису на себя отвлекут. А мудрый Глухарь и вовсе решил вернуть уточке радость полета, правда достаточно жестким методом (так и вспоминается: «...не можешь - заставим»). Мол, не слышу ничего, старый дурак, подойди ближе! А сам перелетает с ветки на ветку, поднимаясь все выше...
В рассказе Серая Шейка была прозаически стариком охотником, который спугнул лису и заботливо подобрал уточку как утеху для своих внучат... Циничный взрослый читатель, конечно, может вообразить на свой лад, чем закончится для бедняги это но для детей это счастливый финал. Одиночеству конец: среди людей все будет хорошо. И тепло, и сытно, и весело.
Но мультяшная Серая Шейка не может быть спокойна, пока враг жив и где-то рядом! Теперь она охотник, а лисица - жертва. Завидев ее, Серая шейка притворяется слабой и немощной и заманивает вошедшую в азарт доверчивую хищницу на ледоходную реку, где лису и ожидает смерть. Так добро и зло неожиданно меняются местами.
Впрочем, это мнение современного зрителя. Напомним, что мультфильм появился в послевоенном 1948 году, когда беспощадность к врагу казалась совершенно адекватным явлением, а сценарий был написан военным романистом Георгием Березко. Так простенькая на первый взгляд сказочная история выявила большой простор для интерпретаций.
Конечно, нам действительно повезло, что в нашей стране существовал «Союзмультфильм», обогативший и одухотворивший жизнь миллионов юных советских граждан.
пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного
моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по
неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как
в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся
поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому
брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы
сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх
своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела
на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.
Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был
наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы,
распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик
двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем
озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в
синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною
черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем...
Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..ОПИСАНИЕ ВЕЧЕРНЕЙ СТЕПИ Вечером вся степь
совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним
ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень
перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались
гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась
благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью
наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками
легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские
волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек.
Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики
выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь
свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из
какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в
воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег,
раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар
отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать,
пустивши по траве спутанных коней своих, Они раскидывались на свитках. На
них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный
мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, - все
это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало
дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то
ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей.
Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого
по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на
север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что
красные платки летали по темному небу.