Вреальном мире “мертвых душ” есть только два героя, у которых по-настоящему живая душа, это — чичиков и плюшкин. образ плюшкина отличается от образов остальных жителей города. в поэме гоголь выделяет главу с плюшкиным, она расположена ровно посередине. глава начинается и оканчивается лирическими отступлениями, чего ни разу не было при описании других помещиков. это и показывает, что глава действительно важна. можно сказать, эта глава совершенно выбивается из общего плана. когда чичиков приезжал к другим чиновникам для покупки мертвых душ, все было однотипным: чичиков смотрел дом, потом покупал крестьян, обедал и уезжал. но глава с плюшкиным как бы прерывает эту однообразную цепочку. только у одного жителя города, у плюшкина, показана его жизни, т. е. перед нами не просто человек с застывшей душой, а мы видим, как он дошел до такого состояния. плюшкина — это трагедия его жизни. постепенно, от каждого удара судьбы его душа затвердевала. но умерла ли его душа до конца? при упоминании имени его товарища на лице плюшкина “скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства”. это значит, что в плюшкине осталось что-то живое, что душа его не застыла, не окостенела совсем. живыми у плюшкина были и глаза. в шестой главе содержится подробное описание сада плюшкина, заросшего, запущенного, но все-таки живого. сад — это своеобразная метафора души плюшкина. только у плюшкина в имении находятся две церкви. из всех помещиков только плюшкин произносит обличительный монолог после отъезда чичикова. все это позволяет нам сделать вывод, что душа плюшкина не совсем закаменела. вторым героем реального мира, имеющим живую душу, является чичиков. его зовут павел, а это имя апостола, который пережил душевный переворот. так и чичиков во втором томе должен был стать апостолом, возрождать души людей, наставлять их на путь истинный. и уже в первом томе на это есть намек. гоголь доверяет чичикову рассказать о былых богатырях и этим как бы воскресить крестьян. идеальный мир “мертвых душ”, который предстает перед читателями в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. в идеальном мире нет и не может быть мертвых душ, так как там нет маниловых, собакевичей, прокуроров. для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала человека. таким образом, в первом томе “мертвых душ” н. в. гоголь изображает все отрицательные стороны действительности. писатель открывает людям, что их души стали мертвыми, и, указывая на пороки людей, тем самым возвращает к жизни их души.
Роя национален, в нем воплотились лучшие черты русского народа. Мудрость, любовь к России, непоколебимая вера в победу — все это определяет его действия. Проходя по родной стране, Теркин видит исковерканную землю, сожженные города и села, искалеченные судьбы. И от всего увиденного в его душе вскипает ярость, непреодолимое желание отомстить за поруганную отчизну. Читая это произведение, можно легко заметить, что задорный веселый тон постепенно меняется. Он переходит в народный плач. Такой резкий переход является присущим для характера всего русского народа. Мудрость, остроумие Теркина — все это придает особый колорит произведению. Безжало- стность войны, ее беспощадная свирепость и бессмысленность порождают ответную реакцию у народа. Теркин становится выразителем народных чувств. И это делает из него глашатая воли народа. Ситуации, в которые попадает Теркин, являются убедительным доказательством того, что в нем сочетаются все те черты, которые делают из человека — героя, а из народа — народ-победитель. То серьезный, то потешный, Нипочем что дождь, что снег, — В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек. Дух Теркина — дух сильного человека. И вот это состояние души делает сильными всех, кто окружает его. В поэме образ народа — это образ былинного богатыря. Его девиз: «Меня не тронь—и я не трону». Важная особенность состоит в том, что народ предстает перед нами в лице одного человека. В нем умещается все: доброта, природная смекалка, ухватистость, мужество. И не зря в народе поверили в Василия Теркина. Он существует, он живет вместе с нами. Он будет жить, пока сохраняется дух народа, его неповторимость. Каждый, кто прочитал поэму, видит в характере Теркина что-то свое, присущее только ему. В каждой части, в каждой строчке поэмы слышится голос народа, его страдания и глубокая печаль о погибших близких, утраченном времени, израненной родине. Глубина поэмы делает из нее легенду. А сам Василий Теркин отображает нравственную чистоту народа. Его доброту, ум, нежелание расстаться со свободой. Поэма «Василий Теркин» лишь частичка истории. Но и в наше время она трогает за живое. Новые поколения на примере этого произведения должны учиться быть едиными, быть со своим народом.