Алексей Максимович Горький — талантливый писатель, работавший во многих литературных жанрах. Его «Песня о Соколе» подобна народной героической песне, и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра: повествование удаляется от современного автору мира, вообще от конкретного времени и обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к основному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку.
В этой «надвременности» содержится характеристика современного писателю мира, завуалированно передается весь комплекс противоречий и отношение автора к ним. Открывается повествование картиной величественной южной ночи. «Море — огромное, лениво вздыхающее у берега,— уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звезд». Незаметно автор переходит к поэтической песне о Соколе — отважном бойце, мечтающем о схватке. Небо — его стихия; потеряв возможность летать, Сокол гибнет. Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий. Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец. «А волны моря с печальным ревом о камень бились... И трупа птицы не видно было в морском пространстве...»
стихотворение м. ю. лермонтова «когда волнуется желтеющая нива» представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, где все благодать: «прячется… малиновая слива» , «вечер румяный» , «ландыш серебристый кивает головой» , «студеный ключ играет» , ключ «лепечет… таинственную сагу про мирный край» . в стихотворении каждая деталь говорящая: в необыкновенной по выразительности картине есть место «свежему лесу» , «тени сладостной зеленого листка» , обрызганному душистой росой ландышу.
почему же мысль лирического героя погружается «в какой-то смутный сон» ? что-то непонятное не дает покоя… смутный сон… все же это тревога, недосказанность, неполнота жизни, хотя поэт утверждает, что счастье он может постигнуть на земле.
это стихотворение завораживает своим ритмом, который задается в первых трех строфах повторением слова «когда» , а в четвертой сменяющегося на слово «тогда» .
первые три четверостишия - это условия, необходимые лирическому герою для того, чтобы постигнуть счастье на земле, а счастье для него - это видеть бога в небесах, то есть получить благословение творца. поэт перечисляет их, придавая этим перечислениям поэтическую формулу. чтобы создать ее, поэт использует красивые эпитеты, магия которых завораживает: «свежий лес, «тенью сладостной» , «росой душистой» , «румяным вечером» , «час златой» , «ландыш серебристый» , «студеный ключ» , «таинственную сагу» , «мирный край» , «смутный сон» .
тема этого стихотворения- единство мира, природы и человека. с души спадает тяжесть, уходят тревоги, сомнения, когда человек видит красоту и гармонию окружающего мира и чувствует свое одиночество. природа дает герою возможность успокоиться и отдохнуть, отходят от души заботы и тревоги, уносятся тяжелые мысли.
жанр стихотворения- стихотворение носит элегический и в то же время философский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гармония в природе. в произведении взяты самые яркие, характерные приметы различных времен года: для весны – это “ландыш серебристый”, “свежий лес”, для лета – “желтеющая нива”; для начала осени – “малиновые сливы”. поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких свежих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, по дну которого играет “студеный ключ”. мы видим, что поэт общается с природой и ранним утром (“утро в час златой”), и “румяным вечером”, и жаркий полдень, когда даже слива прячется “под тенью сладостной зеленого листка”.
размер- на протяжении всего стихотворения звучит 6-стопный ямб с пиррихиями, но последняя строка состоит всего из четырех стоп, что интонационно завершить стихотворение, показывая читателю, что именно в этой строке заключен главный смысл стихотворения.
само содержание произведения, его композиция говорят лишь о недолговременном успокоении поэта от жизненных тревог. оно наступает лишь при созерцании величия и значительности природы. общество же дисгармонично, и постигнуть счастье там, где царствует злоба и несправедливость, ложь и лицемерие, – невозможно. только при удалении от общества, его забвении “смиряется души … тревога, расходятся морщины на челе”. но порой и общение с природой не заглушали душевной боли. об этом поэт с горечью скажет в позднем своем творении “выхожу один я на дорогу.. ”
Алексей Максимович Горький — талантливый писатель, работавший во многих литературных жанрах. Его «Песня о Соколе» подобна народной героической песне, и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра: повествование удаляется от современного автору мира, вообще от конкретного времени и обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к основному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку.
В этой «надвременности» содержится характеристика современного писателю мира, завуалированно передается весь комплекс противоречий и отношение автора к ним. Открывается повествование картиной величественной южной ночи. «Море — огромное, лениво вздыхающее у берега,— уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звезд». Незаметно автор переходит к поэтической песне о Соколе — отважном бойце, мечтающем о схватке. Небо — его стихия; потеряв возможность летать, Сокол гибнет. Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий. Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец. «А волны моря с печальным ревом о камень бились... И трупа птицы не видно было в морском пространстве...»
стихотворение м. ю. лермонтова «когда волнуется желтеющая нива» представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, где все благодать: «прячется… малиновая слива» , «вечер румяный» , «ландыш серебристый кивает головой» , «студеный ключ играет» , ключ «лепечет… таинственную сагу про мирный край» . в стихотворении каждая деталь говорящая: в необыкновенной по выразительности картине есть место «свежему лесу» , «тени сладостной зеленого листка» , обрызганному душистой росой ландышу.
почему же мысль лирического героя погружается «в какой-то смутный сон» ? что-то непонятное не дает покоя… смутный сон… все же это тревога, недосказанность, неполнота жизни, хотя поэт утверждает, что счастье он может постигнуть на земле.
это стихотворение завораживает своим ритмом, который задается в первых трех строфах повторением слова «когда» , а в четвертой сменяющегося на слово «тогда» .
первые три четверостишия - это условия, необходимые лирическому герою для того, чтобы постигнуть счастье на земле, а счастье для него - это видеть бога в небесах, то есть получить благословение творца. поэт перечисляет их, придавая этим перечислениям поэтическую формулу. чтобы создать ее, поэт использует красивые эпитеты, магия которых завораживает: «свежий лес, «тенью сладостной» , «росой душистой» , «румяным вечером» , «час златой» , «ландыш серебристый» , «студеный ключ» , «таинственную сагу» , «мирный край» , «смутный сон» .
тема этого стихотворения- единство мира, природы и человека. с души спадает тяжесть, уходят тревоги, сомнения, когда человек видит красоту и гармонию окружающего мира и чувствует свое одиночество. природа дает герою возможность успокоиться и отдохнуть, отходят от души заботы и тревоги, уносятся тяжелые мысли.
жанр стихотворения- стихотворение носит элегический и в то же время философский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гармония в природе. в произведении взяты самые яркие, характерные приметы различных времен года: для весны – это “ландыш серебристый”, “свежий лес”, для лета – “желтеющая нива”; для начала осени – “малиновые сливы”. поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких свежих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, по дну которого играет “студеный ключ”. мы видим, что поэт общается с природой и ранним утром (“утро в час златой”), и “румяным вечером”, и жаркий полдень, когда даже слива прячется “под тенью сладостной зеленого листка”.
размер- на протяжении всего стихотворения звучит 6-стопный ямб с пиррихиями, но последняя строка состоит всего из четырех стоп, что интонационно завершить стихотворение, показывая читателю, что именно в этой строке заключен главный смысл стихотворения.
само содержание произведения, его композиция говорят лишь о недолговременном успокоении поэта от жизненных тревог. оно наступает лишь при созерцании величия и значительности природы. общество же дисгармонично, и постигнуть счастье там, где царствует злоба и несправедливость, ложь и лицемерие, – невозможно. только при удалении от общества, его забвении “смиряется души … тревога, расходятся морщины на челе”. но порой и общение с природой не заглушали душевной боли. об этом поэт с горечью скажет в позднем своем творении “выхожу один я на дорогу.. ”