сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознёсся пышно, горделиво; … Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия…
3. Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в данном отрывке.
Борис Николаевич Полевой родился в 1908 году в Москве. С восьмилетнего возраста жил в Калинине, который Стал для него родным городом. Первая книга очерков, вышедшая в 1927 году, получила положительный отзыв М. Горького накануне Великой Отечественной войны писатель издает свою первую повесть "Горячий цех". Как корреспондент "Правды" Борис Полевой всю войну провел на фронте. Отражая в статьях и очерках события великой битвы с фашизмом, писатель в то же время накапливает материал для будущих произведений, в которых эти события и характеры советских людей получили художественное обобщение. Послевоенные книги Б. Полевого широко известны. Это сборник рассказов "Мы - советские люди", повесть "Вернулся", роман "Золото", сборник рассказов "Современники", книга "В конце концов" - нюрнбергский дневник писателя, и другие. Особой популярностью пользуется у советского и зарубежного читателя "Повесть о настоящем человеке", публикуемая в настоящем томе. Вскоре после войны Борис Полевой, тогда еще молодой писатель и уже известный журналист, приехал к землякам в Калинин. Встреча произошла в Доме офицеров, в одном из красивейших залов города. Собрались старые и молодые калининцы послушать рассказ человека, только что вернувшегося из Нюрнберга, где народы мира судили фашизм. В зале стояла напряженная тишина, потому что каждый вновь переживал недавнюю войну. А потом, когда Борис Николаевич спустился вниз, чтобы уйти домой, его окружили несколько знакомых журналистов. И опять начались вопросы. Один вопрос касался лично его - над чем, мол, сейчас работает. И вот тут впервые Борис Полевой назвал эту книгу, которой через несколько месяцев суждено было начать свое удивительное вторжение в человеческие сердца и судьбы. Она называлась "Повесть о настоящем человеке". Теперь просто невозможно представить советскую литературу без этого произведения, а тогда Б. Полевой только что закончил рукопись. У этой книги удивительная судьба. Не только потому, что "Повесть о настоящем человеке" стала любимой у советской молодежи, не только потому, что ее знают во всех странах мира, а у нас она издавалась более ста раз. Она дорога писателю еще и потому, что многим людям в трудную минуту, учила мужеству. Это были нелегкие годы для советского народа, когда повесть Б. Полевого приходила к читателям в неустроенные дома, в библиотеки, размещенные во временных помещениях, в семьи, где горько горевали о невернувшихся с войны. Каждому эта книга была необходима: и юноше, кончающему школу, и ветерану, у кого в бессонные ночи ныли старые раны. "Повесть о настоящем человеке" только появилась в журнале, как Б. Полевому отовсюду пошли письма. Сотни, тысячи писем от незнакомых и близких людей, от фронтовиков, от женщин, от молодежи. Потом газеты и журналы опубликуют статьи и исследования, посвященные легендарной истории А. Мересьева, но первые читательские письма, безыскусные и благодарные, нередко с потеками от материнских слез, так и остались для писателя самыми дорогими. Трудно сказать что-нибудь новое об этой легендарной книге. Критики, кажется, высказали о ней все. Но каждый день, когда кто-то впервые открывает ее страницы, мысленно он говорит это новое, еще не высказанное до него, потому что нет такого человека на земле, кто бы остался равнодушным рядом с книгой о подвиге А. Мересьева. Да и сам Б. Полевой совершил писательский подвиг, подарив человечеству прекрасную песню о мужестве и жизнелюбии настоящего человека. В трудные послевоенные годы она находила отчаявшихся и возвращала их к жизни, она влекла за собой сильных, стыдила малодушных, становилась другом, учителем, бойцом. И так всюду на земле. Повесть передавали из рук в руки вьетнамские патриоты, когда в часы затишья можно было прильнуть к ее горячим страницам. Пробитая однажды вражеской пулей, она окрасилась кровью того, кто понес ее с собой в атаку. Об этой книге говорил взволнованные слова приговоренный к смерти Велояннис, о ней писал из тюрьмы Назым Хикмет, и ею восторгался великий негр Поль Робсон. Борис Полевой совершил писательский подвиг. Наверное, он готовился к нему всю жизнь, всю войну, потому что с первых репортерских строк в нем зрело убеждение, что если уж стоило брать в руки перо, то только ради того, чтобы написать о героическом в жизни, ибо лишь подвиг во имя Родины прекрасен... И этому принципу - воспевать героику борьбы и труда - Б. Полевой остался верен на всю жизнь.
Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года – цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.
Анализ рассказа
Описание рассказа
Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях. Действие происходит холодной осенью, октябрь-ноябрь. Одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает – ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то – после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.
Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает – это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма – символ чистого порыва, святой лжи во и её озвучивание Тихоном – кульминационный пик рассказа.
Главные герои
Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, - страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере.
Люди в деревне живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.
кадр из кинофильма Телеграмма 1957 год
(Кадр из к/ф "Телеграмма" 1957 год)
Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.
Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись,
возраста жил в Калинине, который Стал для него родным городом. Первая книга
очерков, вышедшая в 1927 году, получила положительный отзыв М. Горького
накануне Великой Отечественной войны писатель издает свою первую повесть
"Горячий цех". Как корреспондент "Правды" Борис Полевой всю войну провел на
фронте. Отражая в статьях и очерках события великой битвы с фашизмом,
писатель в то же время накапливает материал для будущих произведений, в
которых эти события и характеры советских людей получили художественное
обобщение. Послевоенные книги Б. Полевого широко известны. Это сборник
рассказов "Мы - советские люди", повесть "Вернулся", роман "Золото", сборник
рассказов "Современники", книга "В конце концов" - нюрнбергский дневник
писателя, и другие. Особой популярностью пользуется у советского и
зарубежного читателя "Повесть о настоящем человеке", публикуемая в настоящем
томе.
Вскоре после войны Борис Полевой, тогда еще молодой писатель и уже
известный журналист, приехал к землякам в Калинин. Встреча произошла в
Доме офицеров, в одном из красивейших залов города. Собрались старые и
молодые калининцы послушать рассказ человека, только что вернувшегося
из Нюрнберга, где народы мира судили фашизм. В зале стояла напряженная
тишина, потому что каждый вновь переживал недавнюю войну. А потом,
когда Борис Николаевич спустился вниз, чтобы уйти домой, его окружили
несколько знакомых журналистов. И опять начались вопросы. Один вопрос
касался лично его - над чем, мол, сейчас работает. И вот тут впервые
Борис Полевой назвал эту книгу, которой через несколько месяцев
суждено было начать свое удивительное вторжение в человеческие сердца
и судьбы.
Она называлась "Повесть о настоящем человеке". Теперь просто
невозможно представить советскую литературу без этого произведения, а
тогда Б. Полевой только что закончил рукопись.
У этой книги удивительная судьба. Не только потому, что "Повесть о
настоящем человеке" стала любимой у советской молодежи, не только
потому, что ее знают во всех странах мира, а у нас она издавалась
более ста раз. Она дорога писателю еще и потому, что многим людям
в трудную минуту, учила мужеству.
Это были нелегкие годы для советского народа, когда повесть Б.
Полевого приходила к читателям в неустроенные дома, в библиотеки,
размещенные во временных помещениях, в семьи, где горько горевали о
невернувшихся с войны. Каждому эта книга была необходима: и юноше,
кончающему школу, и ветерану, у кого в бессонные ночи ныли старые
раны.
"Повесть о настоящем человеке" только появилась в журнале, как Б.
Полевому отовсюду пошли письма. Сотни, тысячи писем от незнакомых и
близких людей, от фронтовиков, от женщин, от молодежи. Потом газеты и
журналы опубликуют статьи и исследования, посвященные легендарной
истории А. Мересьева, но первые читательские письма, безыскусные и
благодарные, нередко с потеками от материнских слез, так и остались
для писателя самыми дорогими.
Трудно сказать что-нибудь новое об этой легендарной книге. Критики,
кажется, высказали о ней все. Но каждый день, когда кто-то впервые
открывает ее страницы, мысленно он говорит это новое, еще не
высказанное до него, потому что нет такого человека на земле, кто бы
остался равнодушным рядом с книгой о подвиге А. Мересьева. Да и сам Б.
Полевой совершил писательский подвиг, подарив человечеству прекрасную
песню о мужестве и жизнелюбии настоящего человека. В трудные
послевоенные годы она находила отчаявшихся и возвращала их к жизни,
она влекла за собой сильных, стыдила малодушных, становилась другом,
учителем, бойцом. И так всюду на земле. Повесть передавали из рук в
руки вьетнамские патриоты, когда в часы затишья можно было прильнуть к
ее горячим страницам. Пробитая однажды вражеской пулей, она окрасилась
кровью того, кто понес ее с собой в атаку. Об этой книге говорил
взволнованные слова приговоренный к смерти Велояннис, о ней писал из
тюрьмы Назым Хикмет, и ею восторгался великий негр Поль Робсон.
Борис Полевой совершил писательский подвиг. Наверное, он готовился
к нему всю жизнь, всю войну, потому что с первых репортерских строк в
нем зрело убеждение, что если уж стоило брать в руки перо, то только
ради того, чтобы написать о героическом в жизни, ибо лишь подвиг во
имя Родины прекрасен... И этому принципу - воспевать героику борьбы и
труда - Б. Полевой остался верен на всю жизнь.
История создания
Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года – цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.
Анализ рассказа
Описание рассказа
Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях. Действие происходит холодной осенью, октябрь-ноябрь. Одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает – ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то – после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.
Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает – это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма – символ чистого порыва, святой лжи во и её озвучивание Тихоном – кульминационный пик рассказа.
Главные герои
Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, - страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере.
Люди в деревне живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.
кадр из кинофильма Телеграмма 1957 год
(Кадр из к/ф "Телеграмма" 1957 год)
Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.
Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись,
Объяснение:
Объяснение: