Стр. 161-163 "Лет двести тому назад..." - "…и ель зарычала."
Стр. 171 "На этой подвижной земле..." - "…головами на шестах…"(найдите эти отрывки в "Кладовой солнца",сюда не поместятся полностью)
3) Какие приёмы использует Пришвин, описывая природу в прочитанных вами отрывках?
Выписать в три столбца все эпитеты, метафоры, олицетворения из прочитанных отрывков:
Эпитеты
Метафоры
Олицетворения
ОЧЕНЬ
Время возникновения - 18 век. Активным расцветом этого литературного направления характеризуется 19 век. В 20 веке, вплоть до современности продолжается его развитие.
Особенности героя. В общую картину мира вписан герой реализма. Это типичный представитель своего класса. Это суверенная глубокая самостоятельная уникальная личность.
изображения действительности. Это показ жизни в противоречиях и действительности. В жизнеподобных образах развивается сюжет. Характерен глубокий реализм, широкий охват в изображении действительности в развитии. Вскрывается глубокий социальный порок, например, тщеславие, жадность. Раскрываются причинно-следственные связи.
Тематика и проблематика произведений. В закономерностях жизни, ее реальных принципах строится реализм. Такой подход к художественному произведению признает наличие исторических и социальных закономерностей, не зависимых от личности, существование объективных причин. Характерны проблематика моральная, философская, социально-психологическая.
Своеобразие языка. Гоголя и Пушкина относят к ярким реалистам. Верность действительности- главный критерий. Характерны художественные формы в большом разнообразии. Особый динамизм и стремительность в развитии. Для языка характерны элементы реалистичности.
Объяснение:
С нравственной проблематикой произведения связаны образы капитана Ивана Кузьмича Миронова, его жены Василисы Егоровны и их дочери Маши. Комендант Белогорской крепости – офицер, выходец «из солдатских детей». Миронов проявил мужество в прусском походе и в сражениях с турками. Именно за это он получил офицерское звание. Это человек необразованный и простой, но честный и добрый. Его крестьянское происхождение сказывается в поведении и в быту, обращении с солдатами. Домашний и семейный уклад Мироновых, как и Гриневых, патриархален и прост, поэтому скоро Гринев стал для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом… привязался к доброму семейству». Гринев так описывает убранство деревянного домика Мироновых: «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский и в рамке; около него красовались лубочные картинки…» Мироновы – бедная, скромная семья. У них, по словам Василисы Егоровны, «всего-то душ одна девка Палашка», а за Машей приданое - «частый гребень, да веник, да алтын денег».
Речь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны обильна простонародными словами и выражениями: «солдатушек учил», «небось», «негоже». Она крайне эмоциональна, отличается простотой построения, часто начинается разговорными зачинами: «А слышь ты». Автор дал героям самые распространенные в народе имена. В семье Мироновых следуют законам крестьянского мира, веруя в Бога и царя. В словах жены капитана заключена житейская мудрость: «Вместе жить, вместе и умирать». Мироновы живут в мире и согласии, хотя Василиса Егоровна полностью «управляла» своим супругом «и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как и своим домиком». Для этой простой женщины воинская служба мужа - такое же «привычное дело», как соление грибов. «Комендантша», как называют ее в крепости, растворена в маленьком мирке их общих забот. Однако Василиса Егоровна – это не сварливая, грубая старуха из народных и литературных сказок, у которой муж «под каблуком». Союз Мироновых освящен истинной любовью и согрет чувством нравственного долга. В критический момент, перед осадой крепости, Василиса Егоровна подчинилась воле мужа. Комендант решил выслать Машу в Оренбург и заметил, что на жену «слова его подействовали, может быть, в первый раз в его жизни».
Миронов верен присяге, до конца исполняет свой воинский долг. Его учили смолоду – служить императрице и карать ее врагов. Поэтому добродушный отец семейства, незлобивый Иван Кузьмич в эпизоде допроса башкирца не останавливается перед жестокой пыткой. Пушкин показывает, что есть власть, стоящая над человеком, которая заставляет его идти против натуры и совершать негуманные поступки.его идти против натуры и совершать негуманные поступки. И все же образ добрейшего по сути Ивана Кузьмича так убедителен, что нет сомнения: в иных обстоятельствах он не применил бы жестокие меры. Герой не ценой подлости и предательства сохранить жизнь себе и своим близким. Комендант защищал крепость до конца, пытался воодушевить свой «оробелый гарнизон»: «Что ж, вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузьмич. – Умирать так умирать: дело служивое!» В этом проявляется его русская натура, истинно народный характер. И все-таки Пушкин не идеализирует героя. Автор показывает, что комендант храбр, деятелен, но он не оценить происходящие события. Иван Кузьмич – образцовый исполнитель приказов.
В сцене казни Иван Кузьмич проявляет настоящий героизм. Он не присягнул самозванцу. «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Эпиграф к главе «Приступ» поясняет, чем дорог капитан Миронов автору: бескорыстием, скромностью, честностью:
Ах, не выслужила головушка
Ни корысти себе, ни радости,
Как ни слова себе доброго
И ни рангу себе высокого…
Василиса Егоровна разделила со своим мужем трагическую участь. Увидев Ивана Кузьмича на виселице, она «закричала в исступлении». В своем плаче Василиса Егоровна оплакивает мужа по народному обряду, провожает его в последний путь солдатским причитанием. Смерть капитана и капитанши от своих подчеркивает драматизм судьбы человека из народа. На таких, как Миронов, держится государство. Его храбрость, верность долгу и присяге, истинный героизм, повседневный труд и удивительное терпение, глубокая человечность есть черты русского национального характера.