В романе нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами» , «романтиками» . В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом. Композиция романа моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т. д. ) меняются его взгляды и убеждения. Кольцевая композиция Марьино (усадьба Кирсановых) Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян) Никольское (имение Одинцовой) Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью) . И. С. Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это») , «принсип» (вместо «принцип») , а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать» , «Чувствительно вам обязан» , «Вам все желательно шутить» . Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ» , «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например» , «Дрянь, аристократишко» . Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения. Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж) . Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.
Тарас Бульба — лицо типическое: в образе его художник изображает личность с такими свойствами, которые могли развиться под влиянием определенных исторических условий и которые характеризуют собою целую общественную среду. Тарас Бульба — представитель запорожского казачества с его темными и светлыми сторонами. Он отличается грубой прямотой нрава: при свидании с сыновьями, только что вернувшимися из киевской бурсы, он смеется над их дпиннополыми свитками и, вместо нежных родительских приветствий, начинает биться на кулаках со старшим сыном Остапом. В обращении его с женой видна та же черта: он не внимает голосу ее материнского сердца и, несмотря на ее мольбы, везет сыновей в Сечь на другой же день их приезда на родину.
Грубая прямота нрава настолько присуща натуре Тараса Бульбы, что он сохраняет ее даже и тогда, когда ему грозит опасность: находясь в тюрьме, куда является инкогнито для свидания с Остапом, он, не стесняясь, называет гайдука «чертовым сыном», за то, что последний обозвал казаков собаками и стал хулить их веру. Особенно замечательная черта в характере Тараса — это его необыкновенная сила духа, которую он проявляет в последние минуты жизни. Будучи сам казаком, Тарас желает видеть и в своих сыновьях отважных воинов. «Какая вам нежба? — говорить он им. Ваша нежба — чистое поле да добрый конь — вот ваша нежба. А видите вот эту саблю? вот ваша матерь! Вот, лучше я вас отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму!»
Бульбе приятен мужественный гнев Остапа, когда тот с кулаками бросается на него, защищая себя от насмешек отца; напротив, Бульба подсмеивается над Андреем, называет его «мазунчиком» за то, что он ласков с матерью. С Андреем Тарас мирится только тогда, когда тот показал свою удаль. Вообще успехи сыновей в бранных подвигах радуют Тараса. Он любуется Остапом и Андреем во время похода на Польшу, потому что они оба выдавались среди товарищей своими воинскими доблестями. Но предпочтение Тарас отдает Остапу: он искренне радуется, видя его начальником казачьего отряда; сильно горюет об Остапе, когда узнает, что он взят в плен ненавистными ему поляками.
Тарас Бульба — лицо типическое: в образе его художник изображает личность с такими свойствами, которые могли развиться под влиянием определенных исторических условий и которые характеризуют собою целую общественную среду. Тарас Бульба — представитель запорожского казачества с его темными и светлыми сторонами. Он отличается грубой прямотой нрава: при свидании с сыновьями, только что вернувшимися из киевской бурсы, он смеется над их дпиннополыми свитками и, вместо нежных родительских приветствий, начинает биться на кулаках со старшим сыном Остапом. В обращении его с женой видна та же черта: он не внимает голосу ее материнского сердца и, несмотря на ее мольбы, везет сыновей в Сечь на другой же день их приезда на родину.
Грубая прямота нрава настолько присуща натуре Тараса Бульбы, что он сохраняет ее даже и тогда, когда ему грозит опасность: находясь в тюрьме, куда является инкогнито для свидания с Остапом, он, не стесняясь, называет гайдука «чертовым сыном», за то, что последний обозвал казаков собаками и стал хулить их веру. Особенно замечательная черта в характере Тараса — это его необыкновенная сила духа, которую он проявляет в последние минуты жизни. Будучи сам казаком, Тарас желает видеть и в своих сыновьях отважных воинов. «Какая вам нежба? — говорить он им. Ваша нежба — чистое поле да добрый конь — вот ваша нежба. А видите вот эту саблю? вот ваша матерь! Вот, лучше я вас отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму!»
Бульбе приятен мужественный гнев Остапа, когда тот с кулаками бросается на него, защищая себя от насмешек отца; напротив, Бульба подсмеивается над Андреем, называет его «мазунчиком» за то, что он ласков с матерью. С Андреем Тарас мирится только тогда, когда тот показал свою удаль. Вообще успехи сыновей в бранных подвигах радуют Тараса. Он любуется Остапом и Андреем во время похода на Польшу, потому что они оба выдавались среди товарищей своими воинскими доблестями. Но предпочтение Тарас отдает Остапу: он искренне радуется, видя его начальником казачьего отряда; сильно горюет об Остапе, когда узнает, что он взят в плен ненавистными ему поляками.