Чехов А. П. в своем коротком юмористическом рассказе «Хирургия» отточил текст настолько, что каждое слово в нем имело вес единственно возможного. В своих записях писатель отмечал, что «искусство писать – это искусство сокращать».
Рассказ написан в стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на несоответствие служит также описание внешности «хирурга» Курятина в первых строках рассказа. Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание.
Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.
Писатель первоначально определил его сюжет как «сценку». Рассказ строится на диалогах. Речь персонажей – главная характеристика их образов. В рассказе их два: фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов. Фамилия дьячка – говорящая, означающая: «Внимайте! ». Он пришел в больницу с бедой, чтобы ему оказали внимание.
События следуют в хронологическом порядке. В завязке рассказа в земскую больницу приходит Вонмигласов с жалобой на зубную боль. В части развития действия фельдшер, осмотрев пациента, решает зуб удалить. Герои вежливы друг с другом. Дьячок с благоговением выслушивает рассуждения Курятина о хирургии, авансом хваля его за результат. С маской смиренности невпопад цитирует Священное писание. Курятин говорит о хирургии как о пустяке, наугад выбирая инструмент для работы.
С первой попытки удалить зуб не удается (кульминация). В диалоге происходят изменения. От елейности дьячка не остается и следа. Он бранится. А Курятин теперь говорит о хирургии как о нелегком деле.
Вторая кульминация: еще одна попытка вырвать зуб заканчивается тем, что во рту дьячка остаются торчать осколки. Он обзывается, сокрушается, его напускное смирение исчезает. Речь фельдшера состоит из незаконченных фраз, повторов, что показывает его как не знающего своего дела человека. Упоминание трижды о своем якобы успехе в удалении зуба помещика Египетского и противоречие этого хвастовства реальности подводят к вопросу – а был ли помещик?
Развязка: фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки с взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси». Финал остается открытым. Эта особенность произведений Чехова оставляет читателю шанс что-то важное додумать.
В рассказе нет оценок автора. Он пишет от лица стороннего наблюдателя. Но за время чтения создается полная картина о характерах. Смирение Вонмигласова сменяется грубой бранью. «Хамелеонство» звучит и в словах Курятина. О помещике он говорит с чинопочитанием, а к дьячку относится с пренебрежением. Непрофессионализм фельдшера «оценивают» слова дьячка и его уход.
Образы в диалогах вырисованы так, что к концу истории персонажи воспринимаются как реальные люди. Действия описывается короткими и редкими вставками-ремарками, внутри диалогов. Этим приемом создается зрительная картина повествования.
В рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость, невежество, хамство, чинопочитание и хвастовство.
Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" - это роман о любви, о любви Евгения и Татьяны, о любви, которая, возможно, и стала причиной известных перемен в Татьяне.
В III главе романа Татьяна представляется в образе простой, казалось бы, обыкновенной русской девушки, лишенной во внешности привлекательных, необычных черт, которые имеют почти все героини романтических произведений. Но в то же время она по-своему прелестна и поэтична. Наверное, прелесть Татьяны была не в её внешности, а в её душевном благородстве, уме, простоте. Большую часть своего времени она проводила наедине с книгами, с природой. Своеобразие характера Татьяны сказывается в том, что в милой простоте она не ведает обмана и верит избранной мечте...
...Любит без искусства, Послушная влеченью чувства, Что так доверчива она, Что от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным... Поэтому она решается написать трогательное признание Онегину в надежде, что Евгений ответит взаимностью. В тот момент, когда Онегин дает ей резкое объяснение, в Татьяне тогда уже зарождается "та равнодушная княгиня", которую мы видим в YIII главе. В последующих главах Татьяна все больше разочаровывается в своем любимом человеке, но до сих пор его безумно любит. А когда она читает его книги, то понимает, что он собой представляет. Вот, что она о нем думает:
Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он? Ужели подпажанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон? Уж не пародия ли он? Татьяна уверена, что этот человек недостоин её любви, С этого момента ей становится всё безразлично, неинтересно. Следующим её шагом становится замужество с генералом. Вот теперь она жена генерала. Она предстает перед нами в образе важной светской дамы. Пушкин противопоставляет ту деревенскую, простую девушку, в которой было "всё наруже, всё наволе", надменному миру. Все к ней относятся с глубоким почтением. У них дома собирается самое избранное общество. Татьяна становится "законодательницей зал". Но сама она никакого удовольствия не получает, хочет вернуться в деревню. Ведь в сущности Татьяна осталась прежней, которую мы видели в III главе. Суровые законы света заставляют её надеть маску "беспечной прелести". Причём носит она её безупречно, естественно. Даже, когда объявился Онегин, Татьяна вела себя так же равнодушно. Только тогда, когда она получает любовное объяснение Онегина, её маска исчезает, Татьяна не скрывает, что любит Евгения, однако, верная своему долгу, мужу, отвечает ему отказом. Это доказывает силу её русской души; силу, которой обладали жёны декабристов.
Рассказ написан в стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на несоответствие служит также описание внешности «хирурга» Курятина в первых строках рассказа. Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание.
Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.
Писатель первоначально определил его сюжет как «сценку». Рассказ строится на диалогах. Речь персонажей – главная характеристика их образов. В рассказе их два: фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов. Фамилия дьячка – говорящая, означающая: «Внимайте! ». Он пришел в больницу с бедой, чтобы ему оказали внимание.
События следуют в хронологическом порядке. В завязке рассказа в земскую больницу приходит Вонмигласов с жалобой на зубную боль. В части развития действия фельдшер, осмотрев пациента, решает зуб удалить. Герои вежливы друг с другом. Дьячок с благоговением выслушивает рассуждения Курятина о хирургии, авансом хваля его за результат. С маской смиренности невпопад цитирует Священное писание. Курятин говорит о хирургии как о пустяке, наугад выбирая инструмент для работы.
С первой попытки удалить зуб не удается (кульминация). В диалоге происходят изменения. От елейности дьячка не остается и следа. Он бранится. А Курятин теперь говорит о хирургии как о нелегком деле.
Вторая кульминация: еще одна попытка вырвать зуб заканчивается тем, что во рту дьячка остаются торчать осколки. Он обзывается, сокрушается, его напускное смирение исчезает. Речь фельдшера состоит из незаконченных фраз, повторов, что показывает его как не знающего своего дела человека. Упоминание трижды о своем якобы успехе в удалении зуба помещика Египетского и противоречие этого хвастовства реальности подводят к вопросу – а был ли помещик?
Развязка: фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки с взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси». Финал остается открытым. Эта особенность произведений Чехова оставляет читателю шанс что-то важное додумать.
В рассказе нет оценок автора. Он пишет от лица стороннего наблюдателя. Но за время чтения создается полная картина о характерах. Смирение Вонмигласова сменяется грубой бранью. «Хамелеонство» звучит и в словах Курятина. О помещике он говорит с чинопочитанием, а к дьячку относится с пренебрежением. Непрофессионализм фельдшера «оценивают» слова дьячка и его уход.
Образы в диалогах вырисованы так, что к концу истории персонажи воспринимаются как реальные люди. Действия описывается короткими и редкими вставками-ремарками, внутри диалогов. Этим приемом создается зрительная картина повествования.
В рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость, невежество, хамство, чинопочитание и хвастовство.
В III главе романа Татьяна представляется в образе простой, казалось бы, обыкновенной русской девушки, лишенной во внешности привлекательных, необычных черт, которые имеют почти все героини романтических произведений. Но в то же время она по-своему прелестна и поэтична. Наверное, прелесть Татьяны была не в её внешности, а в её душевном благородстве, уме, простоте. Большую часть своего времени она проводила наедине с книгами, с природой. Своеобразие характера Татьяны сказывается в том, что в милой простоте она не ведает обмана и верит избранной мечте...
...Любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Поэтому она решается написать трогательное признание Онегину в надежде, что Евгений ответит взаимностью. В тот момент, когда Онегин дает ей резкое объяснение, в Татьяне тогда уже зарождается "та равнодушная княгиня", которую мы видим в YIII главе. В последующих главах Татьяна все больше разочаровывается в своем любимом человеке, но до сих пор его безумно любит. А когда она читает его книги, то понимает, что он собой представляет. Вот, что она о нем думает:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подпажанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?
Татьяна уверена, что этот человек недостоин её любви, С этого момента ей становится всё безразлично, неинтересно. Следующим её шагом становится замужество с генералом. Вот теперь она жена генерала. Она предстает перед нами в образе важной светской дамы. Пушкин противопоставляет ту деревенскую, простую девушку, в которой было "всё наруже, всё наволе", надменному миру. Все к ней относятся с глубоким почтением. У них дома собирается самое избранное общество. Татьяна становится "законодательницей зал". Но сама она никакого удовольствия не получает, хочет вернуться в деревню. Ведь в сущности Татьяна осталась прежней, которую мы видели в III главе. Суровые законы света заставляют её надеть маску "беспечной прелести". Причём носит она её безупречно, естественно. Даже, когда объявился Онегин, Татьяна вела себя так же равнодушно. Только тогда, когда она получает любовное объяснение Онегина, её маска исчезает, Татьяна не скрывает, что любит Евгения, однако, верная своему долгу, мужу, отвечает ему отказом. Это доказывает силу её русской души; силу, которой обладали жёны декабристов.