Стихотворение "Аленушка" Дмитрий Кедрин написал во время Великой Отечественной войны, когда он работал во фронтовой газете. Этот факт разъясняет идейное содержание стихотворения.
Лирический герой грустит, потому что стране выпали тяжёлые испытания. Чтобы передать России, Кедрин использует устаревшую лексику: вотчина (на Руси наследственное земельное владение, здесь: родные владения); стойбище (место, где стоит стадо); околица (место, далекое от домов деревни, изгородь вокруг селения). Всё уйдёт, а соловей останется петь на родной земле - утверждает автор. Родную землю поэт сравнивает с царевной Несмеяной, тихой, печальной, неяркой. Слова "лихая сила", "ножичек сапожный" (нож, который носят за голенищем сапога) указывают на опасность. Эпитет "нетленная краса" - красота, которая не истлевает. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но "всё вынесла" и снова поет песню Аленушки:
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь...
В этой строфе автор утверждает, что Родина не раз выносила испытания и осталась спокойной и непоколебимой.
Эти строки во время войны люди воспринимали как оптимистический прогноз: войне будет конец. Для Дмитрия Кедрина образ Аленушки - это образ Родины.
Память лирического героя возвращает в детство, к матери. Тема памяти в этих кратких строчках звучит очень сильно. В последней строфе - мысль о любви к Родине, о прочных корнях, которые связывают человека с Родиной.
Таким образом, воспевая Россию, поэт сравнивает её с женщиной, которая многое вынесла. Автор готов бродить по свету, но при этом помнит свою родину и в конце хочет вернуться домой, туда, откуда началось его странствие и где оно закончится.
Пугачевщина» в романе «капитанская дочка» еще сочинения по заданной теме россии в повести а. с. пушкина “капитанская дочка” а. с. пушкин. «капитанская дочка». судьбы героев и смысл эпиграфа «береги честь смолоду» сочинение по герой и восстание в оценке а. с. пушкина «капитанская дочка» роман широкого тематического охвата сочинение по повести пушкина «капитанская дочка» эхо народа в стихотворениях пушкина сюжет романа лермонтова «вадим» пугачевщина и имела решающее влияние на жизнь героев. она обусловливала не только ход дальнейших событий, но и судьбы гринева и маши мироновой. более того, она способствовала (в этом с удивительной наглядностью проявилось новаторство пушкина) благоприятному разрешению любовной коллизии (гринев - маша миронова), грубо разрушенной старшим гриневым. пугачев «благословил» любящих. сюжет, являясь и характеров, полнее всего раскрывает духовный мир героев. гринев-мемуарист - один из главных героев романа. он написал своей жизни за два года. не любовь, но события восстания стали школой воспитания семнадцатилетнего офицера: он возмужал, многое узнал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу в беспримерных обстоятельствах, оказался способным отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье. эти два года жизни надолго запомнились ему, оттого он счел себя обязанным рассказать о пережитом - и прежде всего о своих «странных» приятельских отношениях с пугачевым. закономерно и пугачев занял в романе центральное место. его характер динамически раскрыт именно в событиях и перипетиях восстания. что же определило решение пушкина придать своему роману мемуарную форму? ему нужен был свидетель событий крестьянского восстания - свидетель, не только наблюдавший восстание (штурм крепости, осаду оренбурга, установление новых порядков, заседание «военного совета» пугачева и т. но и знакомый с фактами жизни пугачева и его товарищей, взаимоотношениями руководителей восстания. этому свидетелю в ходе «происшествия» следовало попадать в ситуации прямой зависимости от мятежников и вмешательству пугачева выходить невредимым, да еще и облагодетельствованным {плен и помилование, в спасении маши от притязаний швабрина). вот почему так важен был «выбор» мемуариста. мемуарист должен был отвечать многим требованиям, которые ставил перед ним его создатель пушкин. рассказчиком-свидетелем избирался дворянин. для него было естественным неприятие и осуждение восстания и всех мятежников. в этом проявлялся социально обусловленный дворянский характер убеждений рассказчика. конечно, данное обстоятельство обеспечивало цензурное прохождение «капитанской дочки»- гринев непринимал восстания, называл его руководителей, в том числе и пугачева, в духе официальных документов «злодеями». подобные оценки звучали совершенно искренне. но дело не только в цензуре. пушкин ставил более важную - показать двойственность позиции гринева: осуждая, не принимая восстания, он принужден был свидетельствовать не только о кровавых расправах пугачева, но и о его человечности, справедливости и великодушии. ценность таких показаний гринева увеличивалась именно оттого, что их давал противник мятежников. огромную роль при выборе рассказчика играли его нравственные качества. гринев добр, честен, благороден-это признаки и его личности, и его дворянского положения. пушкин подчеркивал данное обстоятельство эпиграфом к роману: «береги честь смолоду». при этом он уточнял происхождение афоризма. это пословица, в которой аккумулировалась народная мудрость. проблема чести, в понимании пушкина, нуждается в пояснении. в одной из заметок, посвященных размышлениям писателя о дворянстве, мы читаем: «чему учится дворянство? независимости, храбрости, благородству (чести вообще). не суть ли сии качества природные? так; но образ жизни может их развить, усилить - или задушить. нужны ли они в народе, так же как, например, трудолюбие? нужны, ибо они охрана трудолюбивого класса, которому некогда развивать сии качества». итак, честь (независимость, храбрость, благородство) - основа нравственного кодекса людей всех классов, ибо она носит «природный» характер. честь свойственна и дворянству, и «трудолюбивому классу» - оттого народ и сформулировал в пословице свое понимание «природной» морали. но социальные условия жизни мешают и дворянам, и крестьянам воспитывать эти качества («образ жизни может их развить, усилить - или задушить»). крестьянам, находящимся в рабской зависимости, нет времени воспитывать эти качества. социальная практика дворян - их помещичья, военная и чиновная деятельность - душит эти качества. и дворяне слишком часто не исполняют своего долга - беречь честь. значит, «природные» качества менее всего «задушены» в юном возрасте, когда социальная практика еще не растоптала добрые начала личности только еще вступающего в жизнь дворянина.
Анализ стихотворения "Алёнушка" Д. Кедрина
Стихотворение "Аленушка" Дмитрий Кедрин написал во время Великой Отечественной войны, когда он работал во фронтовой газете. Этот факт разъясняет идейное содержание стихотворения.
Лирический герой грустит, потому что стране выпали тяжёлые испытания. Чтобы передать России, Кедрин использует устаревшую лексику: вотчина (на Руси наследственное земельное владение, здесь: родные владения); стойбище (место, где стоит стадо); околица (место, далекое от домов деревни, изгородь вокруг селения). Всё уйдёт, а соловей останется петь на родной земле - утверждает автор. Родную землю поэт сравнивает с царевной Несмеяной, тихой, печальной, неяркой. Слова "лихая сила", "ножичек сапожный" (нож, который носят за голенищем сапога) указывают на опасность. Эпитет "нетленная краса" - красота, которая не истлевает. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но "всё вынесла" и снова поет песню Аленушки:
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь...
В этой строфе автор утверждает, что Родина не раз выносила испытания и осталась спокойной и непоколебимой.
Эти строки во время войны люди воспринимали как оптимистический прогноз: войне будет конец. Для Дмитрия Кедрина образ Аленушки - это образ Родины.
Память лирического героя возвращает в детство, к матери. Тема памяти в этих кратких строчках звучит очень сильно. В последней строфе - мысль о любви к Родине, о прочных корнях, которые связывают человека с Родиной.
Таким образом, воспевая Россию, поэт сравнивает её с женщиной, которая многое вынесла. Автор готов бродить по свету, но при этом помнит свою родину и в конце хочет вернуться домой, туда, откуда началось его странствие и где оно закончится.