Большое внимание Пушкин уделяет описанию внешности Пугачева. Особенно его привлекают две детали: борода и глаза. Борода - черная, с проседью. Глаза выдают в нем человека сильного, не лишенного наблюдательности. Автор характеризует их как “живые”, “сверкающие”, “ястребиные”, “огненные”.
Когда Пугачев говорит простым, народным языком, к которому он привык, его речь звучит плавно и красиво. Поговорки и присказки придают ей музыкальность. Но как только Пугачев напускает на себя царскую, с его точки зрения, важность (“Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать”), он начинает выглядеть смешно (Гринев сам называет сцену казни “ужасною комедией”). При описании поведения Пугачева прослеживается детскость, наивность, желание подражать другому миру, против которого он восстал (вспомним, как выглядел “дворец” Пугачева) .
Глазами главного героя, Петра Гринева, мы видим то жестокого, своевольного человека, подверженного резким колебаниям настроения и жестоко расправляющегося со своими противниками, то политика, окружившего себя людьми, которые “при первой неудаче свою шею выкупят (его) головою”. Затем он предстает как умный человек, помнящий добро и оценить проявленную к нему доброту. Ему не чужды такие понятия, как честь и верность присяге.
В образе Пугачева автору удалось реалистически показать все достоинства и недостатки русского народа: его смелость, удаль, широту натуры совершать необдуманные поступки и в то же время жестокость
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Три пальмы".
Стихотворение проникнуто глубоким смыслом. Возникает следующая картина: среди песков, зноя, сухости, палящего солнца растут три пальмы - единственные уставших путников.
Но никому пальмы не были нужны, и они стали роптать на Бога. И Бог принял их ропот. Вдруг к пальмам подошли путники. И пальмы были готовы напоить их, укрыть от солнца. Но путники оказались жестокими людьми: они срубили, сожгли единственное в пустыне. Погубили эти злые люди дар природы, презирали пользу, которую приносили пальмы и могли бы принести в будущем. Люди часто несут гибель природе, даже если им самим от этого будет хуже.
Внутренней связи между человеком и природой нет. Общество так устроено. В стихотворении М. Лермонтов отвергает законы общества.
Художественные средства: антитеза - "родник,...журча, пробивался водою холодной... под сенью зелёных листов...", "в песчаных степях... от почвы бесплодной... от знойных лучей и сыпучих песков". Аллитерация присутствует в следующих строках:
"Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий,
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём..."
Олицетворение: "И стали три пальмы на Бога роптать... И только замолкли...", "Гордо кивая махровой главою приветствуют...", "Не шепчутся листья с гремучим ключом...", "Напрасно Пророка о тени он просит..." Сравнение: "И шёл, колыхаясь, как в море челнок, верблюд за верблюдом...", "И конь на дыбы подымался порой, и прыгал, как барс, поражённый стрелой..."
Когда Пугачев говорит простым, народным языком, к которому он привык, его речь звучит плавно и красиво. Поговорки и присказки придают ей музыкальность. Но как только Пугачев напускает на себя царскую, с его точки зрения, важность (“Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать”), он начинает выглядеть смешно (Гринев сам называет сцену казни “ужасною комедией”). При описании поведения Пугачева прослеживается детскость, наивность, желание подражать другому миру, против которого он восстал (вспомним, как выглядел “дворец” Пугачева) .
Глазами главного героя, Петра Гринева, мы видим то жестокого, своевольного человека, подверженного резким колебаниям настроения и жестоко расправляющегося со своими противниками, то политика, окружившего себя людьми, которые “при первой неудаче свою шею выкупят (его) головою”. Затем он предстает как умный человек, помнящий добро и оценить проявленную к нему доброту. Ему не чужды такие понятия, как честь и верность присяге.
В образе Пугачева автору удалось реалистически показать все достоинства и недостатки русского народа: его смелость, удаль, широту натуры совершать необдуманные поступки и в то же время жестокость
Подробнее - на -
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Три пальмы".
Стихотворение проникнуто глубоким смыслом. Возникает следующая картина: среди песков, зноя, сухости, палящего солнца растут три пальмы - единственные уставших путников.
Но никому пальмы не были нужны, и они стали роптать на Бога. И Бог принял их ропот. Вдруг к пальмам подошли путники. И пальмы были готовы напоить их, укрыть от солнца. Но путники оказались жестокими людьми: они срубили, сожгли единственное в пустыне. Погубили эти злые люди дар природы, презирали пользу, которую приносили пальмы и могли бы принести в будущем. Люди часто несут гибель природе, даже если им самим от этого будет хуже.
Внутренней связи между человеком и природой нет. Общество так устроено. В стихотворении М. Лермонтов отвергает законы общества.
Художественные средства: антитеза - "родник,...журча, пробивался водою холодной... под сенью зелёных листов...", "в песчаных степях... от почвы бесплодной... от знойных лучей и сыпучих песков". Аллитерация присутствует в следующих строках:
"Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий,
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём..."
Олицетворение: "И стали три пальмы на Бога роптать... И только замолкли...", "Гордо кивая махровой главою приветствуют...", "Не шепчутся листья с гремучим ключом...", "Напрасно Пророка о тени он просит..." Сравнение: "И шёл, колыхаясь, как в море челнок, верблюд за верблюдом...", "И конь на дыбы подымался порой, и прыгал, как барс, поражённый стрелой..."
Эпитеты: "гордые пальмы", "почвы бесплодной", "пылающей грудью", "роскошные листья", "звучный ручей", "благосклонный взор", "святой приговор", "и следом печальным", "пепел седой и холодный".