Створити паспорт роману «Убити пересмішника» Історія написання Життєва основа і тема твору Жанрові особливості тексту Образна система. Групування персонажів. Образи як виразники та носії ідеї. Сюжет твору, взаємозв’язки сюжетних ліній. Поза сюжетні елементи (ліричні відступи, вставні новели тощо), їх функціонування в структурі художнього тексту Роль пейзажу та інтер’єру в композиції твору Пафос твору Мова твору
Военные мотивы в поэтическом творчестве А.С.Пушкина
(Сообщение для школьников в Доме народного творчества г Свободного к 23 февраля и 173-й годовщине со сдня смерти поэта. 2010 г.)
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин с детских лет известен любому человеку, получившему своё образование и воспитание в России. С самых первых шагов сознательной нашей жизни мы знакомимся с произведениями А.С.Пушкина и затем не расстаёмся с ними уже никогда. Так легко и незаметно поэт становится частичкой души каждого россиянина, и уж тем более каждого русского человека. Еще со школьной скамьи мы помним бессмертные строчки его стихов, и, среди них, – незабываемые, будоражащие детское воображение, захватывающие и величественные образы пушкинской «Полтавы»:
Наверное, именно с этих строк начинается постижение нами, сначала душой, а потом и сознанием, трагически суровой, но и по-своему прекрасной истории нашего Отечества, нашей страны, нашего народа. Некоторые из слов и выражений этой поэмы в прямом литературном смысле обрели крылья и в таком качестве вошли составной частью в лексику россиян. Так, например, случилось со следующими четырьмя строчками, части которых, вместе и по отдельности, нередко используются в нашей разговорной речи даже сегодня:
Военная тема далеко не случайно заняла одно из наиболее значимых мест в литературном творчестве А.С.Пушкина. Детство поэта совпало с великим и, одновременно, трагическим периодом в истории не только российского государства, но и всей Европы. Это была эпоха Наполеоновских войн. Многосоттысячные и многонациональные армии передвигались из конца в конец несчастной Европы, разоряя её население, разрушая сёла и города, целые государства стирая с лица земли.
Принимала участие в этих войнах и русская армия, прославляя свои знамёна славой побед, но и терпя иногда первые за последние сто лет крупные поражения. Особенно чувствительным в то время для национальной гордости великороссов стало поражение от французов под Аустерлицем, в Чехии, на территории тогдашней Австрийской империи, союзницы России в этой войне. Война эта закончилась унизительным и невыгодным для России миром с Наполеоном, заключённым в г.Тильзите. Александру Пушкину было тогда ещё только восемь лет, но и в его душе эта психологическая травма оставила неизгладимый след. Много лет спустя, в стихотворении, посвящённом борьбе России с Наполеоном («Наполеон», 1821 г.), он напишет следующие, говорящие за себя строки:
В последней строчке упоминается уже событие, особенно больно отдавшееся в душе поэта – пожар Москвы во время нашествия армии Наполеона на Россию в 1812 году. Ведь в той, старой, не спалённой ещё Москве он провёл многие лучшие дни своего детства. Вот как писал он о своих чувствах при виде сожжённого города в первых юношеских стихах, написанных ещё в период учёбы в лицее, в 1814 году:
Этот мотив сожжённой Москвы неоднократно будет повторяться в целом ряде других, более поздних произведений А.С.Пушкина, настолько глубоким было его детское потрясение от той огромной и ужасной жертвы, которая была принесена страной и народом на алтарь победы над Наполеоном. Вообще тема борьбы России с наполеоновской Францией останется одной из доминант творчества поэта на протяжение всей его жизни. Даже в 1836 году, меньше чем за год до своей смерти, Пушкин вновь обращается к ней в своём стихотворении, посвящённом 25-й годовщине основания Царскосельского лицея:
Русские полки действительно тогда текли мимо Царскосельского лицея. Это была императорская гвардия, выступившая под командованием Витгенштейна навстречу той части войск Наполеона, которая наступала на Ригу и Санкт-Петербург. В сражениях на реке Двине армии Витгенщтейна удалось разбить французов и обезопасить от нашествия тогдашнюю официальную столицу страны. Юный Пушкин тоже, как и все русские, горел тогда патриотическими чувствами, стремился внести свой собственный вклад в победу над врагом. Его уверенность в конечной победе, как и убеждённость в этом большей части русского общества того времени, опирались на ещё свежую память недавней Екатерининской эпохи, когда военная слава России гремела по всему континенту, восхищая её друзей и ужасая врагов. В своём стихотворении «Воспоминания в Царском селе» А.С.Пушкин с сожалением вспоминает о том времени, известном ему самому лишь по рассказам близких людей:
Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.
Внешность и увлечения Софьи