Суммативное оценивание по русской литературе (СОР) за раздел «Сатира и юмор в литературе» 3 четверть
7 класс
Подраздел И.А.Крылов Басни, Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Время выполнения
20 минут
Задания
1. ответьте на вопросы:
1.1 Что такое басня:
А) короткое стихотворение о жизни зверей
Б) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
В) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
1.2 Кто является автором басен «Свинья под Дубом», «Волк на псарне», «Ворона и лисица»?
А) Эзоп
Б) Ломоносов
В) Крылов
1.3. Вспомните, кто такой невежда в басне «Свинья под Дубом»?
А) малообразованный человек, а также человек, не сведущий в какой-либо области
Б) грубый, невоспитанный человек
В) глупый человек
1.4. Определите, куда в басне «Волк на псарне» пустился хитрый Волк?
А) наутёк
Б) в угол
В) в лес
Г) в переговоры
2. Прочитайте отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (Действие 4, явление 8)
3. Исследуйте сцену экзамена Митрофанушки и определите роль художественных
средств и фигур поэтического синтаксиса в тексте.
4. Выделите в отрывке тропы, стилистические фигуры и определите их роль. (аллитерация, ассонанс, инверсия, анафора).
5. Определите признаки сатиры и юмора
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за
тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник
слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая
это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и
наука-то не дворянская. Дворянин только скажи:
повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то
вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно
считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был
пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек
нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке.
После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не
жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю:
покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?
Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную
кончину.
Критерии оценивания
№ задания
Дескриптор
Обучающийся
Отвечает на вопросы
1
отвечает на вопросы (1-4) теста ( за правильный ответ);
4
Исследует и определяет
роль художественных
средств и фигур
поэтического синтаксиса
в художественном тексте
(аллитерации, ассонансы,
аллегории, инверсии,
анафоры),
основные приемы
комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) и др.
2
находит в тексте произведения художественные средства и стилистические фигуры;
1
объясняет роль художественных средств и стилистических фигур в создании образов;
1
объясняет причины сходства и различия в тематике произведений;
1
находит в отрывках текстов сходные образы и средства их создания;
1
находит в отрывках текстов отличия в образах и средствах их создания;
1
определяет признаки сатиры и юмора в сцене текста.
1
Всего
10
Рассказ "После бала" был написан Толстым в 1903 году. В основу произведения была положена история, произошедшая с братом Льва Николаевича. Сергей Толстой был влюблен в дочь военного начальника, но после увиденного издевательством ее отца над солдатом его чувства охладели. Описывая эту Историю, Толстой, чтобы как можно ярче показать нам события, использует в композиции контраст.Главный герой, молодой, веселый и бойкий человек, попав на бал, где присутствует девушка, которой он восхищается, пребывает в состоянии безмерного счастья. Иван Васильевич следит за каждым движением прелестной Вареньки, умиляется ее танцу с отцом. Мы счастливы вместе с героем, вдохновлены его мыслями и чувствами. Ни читатель, ни сам герой не подозревает, что счастье может как-то разрушиться, но все же наступает утро, изменившее жизнь.
Объяснение:
Два этих героя - русские офицеры, отличающиеся по мнениям и отношению к жизни.
Отличия можно нрассмотреть на примере отношения к пленным. Это показывается через персонаж Пети Ростова, близкий к Денисову - забота Пети о французском мальчике-барабанщике, конечно, не случайна — как и Денисов, он видеть людей во врагах; этим он решительно отличается от Долохова, спорившего с Денисовым о пленных Долохов не склонен брать пленных; как и Тихон Щербатый, он убеждён, что французов нужно убивать
Долохов более радикален, а Денисов - гуманист, лишенный резких черт, более мягкий.
Это как я поняла "война и мир"