Суммативное оценивание по русской литературе за раздел «Любовь и честь» Задание 1. Проанализируйте эпизод повести. План анализа эпизода. 1. Место эпизода в произведенин, характер изображаемого события, действующие лица. 2. Характеристика персонажей, их поведение и переживання на момент изображаемых событий. 3. «Сцепление» эпизода с другими эпизодами произведения. 4. Роль эпизода в развитии конфликта. Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»... Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — скоро стали. «Что же ты не едешь?» спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? отвечал он, слезая с облучка, невесть и так куда заехали: дорогии нет, имела кругом». Я стал было его бранить. Савельич за него заступился. «И охота было не слушаться, говорил он сердито, воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельнч ворчат; я Глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог разлічіть, закричат я, кроме мутного кружения метели... Вдруг увидел я что-то черное, «Эй, ямщик! сказал он, садясь на свое что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин, место, воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек».
Со времени создания пьес Горького много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах, видимо, им предопределена долгая жизнь. Пьесы Горького – это энциклопедия предреволюционной России. Это история, запечатленная мастерски и жизненно. И в этом непреходящая ценность творений писателя. Но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не только к но и нынешней жизни.
«Человек – это великолепно! Это звучит … гордо!» Эти слова, сказанные на заре 20 века, определяли творческую линию писателя. При этих словах Сатин (герой пьесы М.Горького «На дне») преображается. В этот момент с него, кажется, спадет пелена пьяного угара, он разом трезвеет и, покоренный красотой понятой им правды, вдохновенно и сильно ораторствует, он кажется могучим героем. И когда-то вычитанное им в книгах писателей-гуманистов, искателей правды, истины теперь зазвучало как свое, выстраданное, заветное, понятное. Великий гуманист, Горький любил человека, потому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко.
Но он же и выступал со страстным и горячим протестом против всего, что принижало человека и унижало его достоинство, против всех «мерзостей жизни».
В пьесе «На дне» он с большой силой и непревзойденным мастерством показал те ужасные, бесчеловечные условия жизни, которые толкают на это «дно», в «яму». И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева? Они утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных?!
Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой. Но виноваты и социальные условия. Это была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда под напором капитала рушились остатки вековых устоев. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.
Но даже и здесь, на «дне» жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. Здесь свои «короли» и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от царских чертогов до ночлежки. Только в последних все гораздо более обнажено и ярко выражено, все отношения дикие. И в этом обвинение обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. Она толкает людей на преступление, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страшных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается Актер. Они уже не могут подняться!
А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и осталось в жизни, что вера. «У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!» — с горьким чувством восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством был щедро наделен сам Горький, наделял он им и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее и безрадостнее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что уже не могут ничего изменить в своей судьбе. Им, в общем-то, нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. «Поманил старик, а дороги не показал». Жизнь выбрасывает слабых и неудачников на обочину.
Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим крайне низко. «Никогда уже он не выберется отсюда». И читателю становится не по себе от этих слов. Пьеса утверждает: так больше жить невозможно! Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от картежника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что человек достоин лучшей участи.
Когда я пришлав школу, опоздав на два урока, учителя мне не верили, так как я была чистой, ведь я переоделась. Осталась одна грязная вещь на мне. Обувь! Вся учительская стояла на ушах от смеха.
Так я и опоздала в школу в тот злополучный день.