СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Нравственный выбор человека» Подраздел И.С. Тургенев «Муму» Цель обучения
6.2.1.1 Определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка)
6.2.4.1 Анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев
Критерии оценивания
Обучающийся
• Определяет жанр и его основные признаки
• Анализирует эпизод произведения.
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание Навыки высокого порядка Время выполнения 20 мин
Задание 1.
ответьте на вопросы.
1. Жанр произведения И.С. Тургенева «Муму»
A) сказка B) повесть C) рассказ D) басня E) роман
2. Укажите признаки, соответствующие произведению И.С. Тургенева «Муму»
A) широкое изображение жизни, ряд событий, большое количество героев
B) средняя эпическая форма, малое количество героев, короткий промежуток времени
C) небольшой объем, небольшое количество героев, кратковременные события
D) стихотворная форма, нравоучительный характер, содержит мораль
E) волшебный или бытовой характер, связан с устным народным творчеством
Задание 2. Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму». Сделайте письменный анализ эпизода, опираясь на вопросы.
1. Какие черты характера Герасима раскрываются в данном эпизоде?
2. Что хочет сказать автор, описывая его внешность и поведение?
3. Каково, по вашему мнению, отношение автора к Герасиму?
4. Какую роль играет этот эпизод в рассказе?
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без лошаденки, взрезывал упругую грудь земли. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастья, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму — тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником. Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле… Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги… Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык, наконец, к городскому житью. Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить. И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность.
Критерии оценивания № задания Дескриптор
Обучающийся
Определяет жанр и его основные признаки:
определяет жанр произведения; 1
определяет основные признаки жанра; 1
Анализирует эпизод произведения:
называет черты характера Герасима; 1
анализирует поведение героя; 1
определяет авторское отношение к герою; 1
определяет роль эпизода в произведении. 2
ОЧЕНЬ НАДО