Суммативного оцениванияза 4 четверть по предмету « »1.дайте развернутые ответы на вопросы: а)расскажите о чем спорят в прологе пьесы-сказки мороз и весна? б) напишите ассоциативные ряды к словам мороз и весна? мороз-весна-b) поделитесь своими впечатлениями о прочитанной сказкеа.н.островского.что в ней радостно ,смешно, а что- грустно? (5)2. оценка и сравнительный анализпрочитайте и выберите одно из высказываний критиков. выразите своеотношение к оценке (высказыванию) в развернутом ответе ,выражая своесогласие или несогласие.1. в «снегурочке» сочетаются картины реальной жизни со сказкой ифантастикой. (н. леонова)2. пьеса-сказка хорошо отражает народную культуру. (ю. лебедев)(10)
в комедии фонвизина «недоросль» хорошо показана тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и дворовых, поэтому образ хозяйки дома, помещицы простаковой, и образы слуг играют главную роль в комедии.
так как простакова считает себя полноправной хозяйкой в доме, она может поступать со своими слугами и подчиненными, как захочет.
няня митрофанушки — еремеевна — нянчится с ним с самого его рождения. но сам митрофан позволяет себе оскорблять еремеевну. она всячески опекает его, всегда готова защищать. она предпочитает унижаться, как рабыня, когда ею недовольны. когда же простакова обвиняет ее в том, что она недостаточно внимательна к митрофанушке, начинает плакать и говорить, что не жалеет жизни, служа своим хозяевам.
еремеевна преданная слуга, но ее в доме не любят и наказывают по поводу и без. по ней мы видим, что ее холопская позиция для нее самой естественна, она живет так, не зная другого порядка вещей.
второй слуга в доме — это тришка — портной-самоучка. хоть простакова ведет себя по отношению к нему несправедливо, он не теряет уверенности. когда его обвиняют в том, что кафтан для митрофанушки сшит узко, он доказывает всем, что они не правы, и объясняет, почему так считает. он не боится простаковой и не льстит ей, даже когда она грозит наказанием. в результате скотинин заявляет, что кафтан сшит хорошо. качества тришки показывают, что не все еще потеряно для крепостных людей, и можно добиться справедливости не только лестью и заискиванием перед , но и собственными хорошими качествами и разумным подходом.
еще одну группу подчиненных людей простаковой составляют учителя. всего в доме три учителя: вральман, цыфиркин и кутейкин.
вральман выдает себя за учителя языка, хотя он работал три года кучером у стародума. он объясняет это тем, что
не брали в кучера, и он устроился учителем. он не считает свой обман большим грехом, спокойно себя оправдывая: не работай он учителем — умер бы. так как в то время было модно иметь в доме заграничных учителей, то простакова платила вральману больше, чем остальным. она уважает вральмана, потому что думает, будто он образован, бывал в столице и в свете. вральман же нашел подход к простаковой тем, что она не понимает наук: вральману достаточно заявить, что митрофан переучиться, и можно не выполнять своих обязанностей.
митрофана учит цыфиркин — отставной сержант. он нанимается к чиновникам проверять счета и подводить итоги и учит на досуге. уже третий год он может научить митрофанушку дробям, обвиняет вральмана в том, что тот потакает лени ученика. считает, что ничему не обучил митрофана за год, поэтому ему не за что платить: ведь когда он служил государю, рисковал жизнью в боях, а по-пустому никогда не брал. цыфиркин проявляет благородные чувства, и стародум вознаграждает его.
учитель грамматики кутейкин — семинарист епархии. у него почти нет образования, так как, поступив в младший класс духовной семинарии, возвратился назад: «убоялся бездны премудрости». в разговорах кутейкин старается показать свои знания по псалтири. когда его отпускают, он включает в плату за год обучения также обувь и простой. а то, что митрофан ничему не научился, это он считает не его делом.
на разных характерах слуг и учителей, мы видим, каким образом происходит взаимодействие между сословиями в комедии. автор, обнажая проблемы неравноправия, показывает, что разумный и честный человек с чувством собственного достоинства, даже в положении подчиненного и униженного должен остаться человеком, с принципами и убеждениями. и хотя положительные герои у фонвизина по своему ограничены, именно таким людям, несмотря на многовековое угнетение, удастся создать свободное общество.