Недалеко от Парижа летом по утрам поют дрозды и скворцы. Но однажды вместо их пения раздаётся мощный и звонкий звук. Это поют все петухи в окрестностях, от старых до молодых. Любой человеческий оркестр кажется жалким по сравнению с ними. Наверное, так войска Древнего Рима встречали своего триумфатора-цезаря.
Восходит солнце, Великий Золотой Петух, его золотой огонь пронзает всё: и землю, и небо, и воздух. И становится неясно, звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами. Наконец, земные петухи смолкают. Целый день рассказчик находится под впечатлением от этой музыки. Днём он заходит в один из домов и видит посреди двора огромного лоншанского петуха. На вопрос, не он ли так хорошо пел на заре, петух бурчит что-то, похожее на «а вам какое дело?». Но рассказчик не обижается, ведь он — слабый жалкий человек. Его сухое сердце не вмещает неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога. Но разве не позволено и ему скромно, по-своему, быть влюблённым в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?
Проблема взаимодействия Человека и Природы в романе Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Огромную роль в формировании представлений о «естественном человеке» сыграл роман Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» . Главное содержание романа - жизнь Робинзона на необитаемом острове. Основная тема романа - борьба человека с природой. Но она происходит в такой необычайной обстановке, что каждый самый обыкновенный факт - изготовление стола и стула или обжиг глиняной посуды - воспринимается как новый героический шаг Робинзона в борьбе за создание человеческих условий жизни. Герой Дефо - это живое воплощение представлений просветителей о современном им человеке, как о человеке «естественном» . Но Робинзон не «исходный пункт» истории. Он пользуется опытом и достижениями цивилизации, и он осознаёт всестороннюю зависимость от определенных социальных условий. Очутившись на острове, вынужденный заново и на пустом месте начинать жизнь, Робинзон, всеми силами постарался сохранить ему свойственные «домашние» привычки. Не новую жизнь он начал, а восстанавливал условия, необходимые для продолжения прежней своей жизни. В XXI веке человечество становится свидетелем поистине величайших технических достижений, и все же и сейчас нельзя не восхититься победами одинокого Робинзона, который заставил природу служить себе и который своими руками при самых примитивных инструментов и при сумел создать на необитаемом острове вполне сносные условия существования. Тем самым, Робинзон Крузо не «одичал» на необитаемом острове и не поддался отчаянию. Две противоборствующие стороны - Человек и Природа - обозначены Дефо с самого начала. Дефо показывает на примере своего героя, что наделенный разумом человек благодаря силе воли и упорному труду не только преодолеть природные катаклизмы, но подчинить себе окружающий мир природы, пользоваться его богатством, при этом умножая их. Будучи изначально цивилизованным человеком, Робинзон все же успешно достигает гармонии с природой. Реально описанная Дефо жизнь Робинзона Крузо на необитаемом острове -- это рассказ о жизни человечества путь от дикости до цивилизации. Именно естественное состояние Робинзона воспитывает его, как подчеркивается в романе. Книга Дефо становится гимном труду (прежде всего физическому) , прославляет оптимизм и стойкость перед лицом любых трудностей. Руссо в своем педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» утверждал, что юноша не должен читать ничего, кроме «Робинзона Крузо».
Восходит солнце, Великий Золотой Петух, его золотой огонь пронзает всё: и землю, и небо, и воздух. И становится неясно, звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами. Наконец, земные петухи смолкают.
Целый день рассказчик находится под впечатлением от этой музыки. Днём он заходит в один из домов и видит посреди двора огромного лоншанского петуха. На вопрос, не он ли так хорошо пел на заре, петух бурчит что-то, похожее на «а вам какое дело?».
Но рассказчик не обижается, ведь он — слабый жалкий человек. Его сухое сердце не вмещает неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога. Но разве не позволено и ему скромно, по-своему, быть влюблённым в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?