хлестаков – «елистратишка» из петербурга, типичный представитель чиновника, повертевшегося в департаментах и гостиных, книжных лавках и кофейнях. он кое-что видел, кое-что слышал. главным в жизни хлестакова были деньги, чины, карьера и светская жизнь. но все это ему осуществить не удалось, и он едет в деревню. в голове у хлестакова «легкость необыкновенная в мыслях», он готов к любым приключениям: порисоваться, поиграть в карты, покутить. а тут и случай удобный подворачивается – его принимают за ревизора. в сцене вранья он достигает вершины, хотя врет он постоянно. и вот тут проявляется особенность комедии гоголя: правде не верят, а вранье слушают с открытыми ртами. нам вначале кажется, что хлестаков наивен, но это не так. он простодушно принимает те обстоятельства, в которые попадает. нам кажется, что осип подсказывает хозяину «сматываться», но и хлестаков подозревает в сложившейся ситуации что-то неладное: «мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека… экое дурачье! » рисуясь перед марьей антоновной, он чуть было не проговорился: «помилуйте, сударыня, мне приятно, что вы меня приняли за такого человека, который…», но вовремя спохватывается, чтобы не навлечь на себя беду. хлестаков понял, что его приняли за другого, и охотно входит в роль. он не надувал чиновников, они обманулись сами.
характер хлестакова – типичен для многих людей. сам н.в.гоголь писал: «всякий хоть на минуту… делается или делался хлестаковым… и ловкий гвардейский офицер окажется иногда хлестаковым, и государственный муж…, и наш брат, грешный . словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни». у каждого персонажа комедии есть своя хлестаковщина: у размечтавшегося городничего, шпекина, в характере осипа.
мы встречаемся с хлестаковым сразу, в «замечаниях для господ актеров»: «хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове… говорит и действует без всякого соображения… речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно… одет по моде».
сцена за сценой раскрывают перед нами яркий образ хлестакова. он приехал в петербург из саратовской губернии преуспеть в службе. побывав в дворянских передних и немного пообтесавшись, приодевшись в столичные модные одежды, хлестаков вынужден возвратиться домой к отцу, промотав родительские деньги и ничего не добившись в службе.
хлестаков, по словам осипа, «елистратишка простой». «второй месяц пошел, как уже из питера! профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул». он нерадивый сын родителя, говорит о своем отце, что он « и глуп, старый хрен, бревно». жить в деревне хлестакову не нравится, ему больше по душе столичная жизнь. «душа моя жаждет просвещения», «ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
в разных городах, по пути домой, он старается показать себя светским человеком, кутит, проигрывает в карты последние деньги, т.к. для него «заманчиво поиграть». и он остается в городе без средств, ему грозит тюрьма.
долгое сидение в гостинице, страх перед приездом ревизора и заставляет чиновников во главе с городничим увидеть в проезжающем «елистратишке» государственного чиновника.
поняв, что его принимают за важную птицу, хлестаков «подпускает пыли». когда он говорит правду, чиновники считают ее ложью, а когда хлестаков врет, они принимают его слова за правду.
хлестаков врет так, что сам верит в пылу в сказанное и не может остановиться. но он не так глуп, как кажется вначале. он понимает, что его приняли за государственного чиновника, и старается извлечь из этого самую большую пользу для себя: вымогает деньги, берет взятки, волочится за дочерью и женой городничего.
когда он понимает, что пора кончать эту игру, о чем его и просит осип, он отсылает письмо своему другу тряпичкину в петербург, где точно дает характеристику всем чиновникам города. он , забывает о деньгах, приемах, обедах и благодетелях, пишет, что «городничий – глуп, как сивый мерин», «земляника – совершенная свинья в ермолке» и пр.
комедия «ревизор», написанная в первой половине 19 в., не утратила своего значения и по сей день. еще живут среди нас городничие, почмейстеры и другие герои, похожие своими чертами на героев комедии. есть среди нас и хлестаковы. недаром говорят: врет как хлестаков. хлестаков – образ пустого, никчемного человека, не способного ни на что хорошее для общества. он любит, чтобы ему оказывали «преданность и уважение», ничего не давая взамен.
хлестаков – «елистратишка» из петербурга, типичный представитель чиновника, повертевшегося в департаментах и гостиных, книжных лавках и кофейнях. он кое-что видел, кое-что слышал. главным в жизни хлестакова были деньги, чины, карьера и светская жизнь. но все это ему осуществить не удалось, и он едет в деревню. в голове у хлестакова «легкость необыкновенная в мыслях», он готов к любым приключениям: порисоваться, поиграть в карты, покутить. а тут и случай удобный подворачивается – его принимают за ревизора. в сцене вранья он достигает вершины, хотя врет он постоянно. и вот тут проявляется особенность комедии гоголя: правде не верят, а вранье слушают с открытыми ртами. нам вначале кажется, что хлестаков наивен, но это не так. он простодушно принимает те обстоятельства, в которые попадает. нам кажется, что осип подсказывает хозяину «сматываться», но и хлестаков подозревает в сложившейся ситуации что-то неладное: «мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека… экое дурачье! » рисуясь перед марьей антоновной, он чуть было не проговорился: «помилуйте, сударыня, мне приятно, что вы меня приняли за такого человека, который…», но вовремя спохватывается, чтобы не навлечь на себя беду. хлестаков понял, что его приняли за другого, и охотно входит в роль. он не надувал чиновников, они обманулись сами.
характер хлестакова – типичен для многих людей. сам н.в.гоголь писал: «всякий хоть на минуту… делается или делался хлестаковым… и ловкий гвардейский офицер окажется иногда хлестаковым, и государственный муж…, и наш брат, грешный . словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни». у каждого персонажа комедии есть своя хлестаковщина: у размечтавшегося городничего, шпекина, в характере осипа.
мы встречаемся с хлестаковым сразу, в «замечаниях для господ актеров»: «хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове… говорит и действует без всякого соображения… речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно… одет по моде».
сцена за сценой раскрывают перед нами яркий образ хлестакова. он приехал в петербург из саратовской губернии преуспеть в службе. побывав в дворянских передних и немного пообтесавшись, приодевшись в столичные модные одежды, хлестаков вынужден возвратиться домой к отцу, промотав родительские деньги и ничего не добившись в службе.
хлестаков, по словам осипа, «елистратишка простой». «второй месяц пошел, как уже из питера! профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул». он нерадивый сын родителя, говорит о своем отце, что он « и глуп, старый хрен, бревно». жить в деревне хлестакову не нравится, ему больше по душе столичная жизнь. «душа моя жаждет просвещения», «ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
в разных городах, по пути домой, он старается показать себя светским человеком, кутит, проигрывает в карты последние деньги, т.к. для него «заманчиво поиграть». и он остается в городе без средств, ему грозит тюрьма.
долгое сидение в гостинице, страх перед приездом ревизора и заставляет чиновников во главе с городничим увидеть в проезжающем «елистратишке» государственного чиновника.
поняв, что его принимают за важную птицу, хлестаков «подпускает пыли». когда он говорит правду, чиновники считают ее ложью, а когда хлестаков врет, они принимают его слова за правду.
хлестаков врет так, что сам верит в пылу в сказанное и не может остановиться. но он не так глуп, как кажется вначале. он понимает, что его приняли за государственного чиновника, и старается извлечь из этого самую большую пользу для себя: вымогает деньги, берет взятки, волочится за дочерью и женой городничего.
когда он понимает, что пора кончать эту игру, о чем его и просит осип, он отсылает письмо своему другу тряпичкину в петербург, где точно дает характеристику всем чиновникам города. он , забывает о деньгах, приемах, обедах и благодетелях, пишет, что «городничий – глуп, как сивый мерин», «земляника – совершенная свинья в ермолке» и пр.
комедия «ревизор», написанная в первой половине 19 в., не утратила своего значения и по сей день. еще живут среди нас городничие, почмейстеры и другие герои, похожие своими чертами на героев комедии. есть среди нас и хлестаковы. недаром говорят: врет как хлестаков. хлестаков – образ пустого, никчемного человека, не способного ни на что хорошее для общества. он любит, чтобы ему оказывали «преданность и уважение», ничего не давая взамен.