Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова . "Кто есть Базаров? " – спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на каких основаниях строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича . Вот что представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова : право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами ("Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её"),т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, - опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что "принципы" Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно ("Мне скажут дело- я соглашусь". "В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем"). Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство (он "побледнел"). Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: "Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним? " Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: "Он (народ) не может жить без веры". Базаров: "Грубейшее суеверие его душит". Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, "читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо". Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Всё это "романтизм", "чепуха". Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, "грубейшими суевериями", казалось кощунственным "толковать" об искусстве, "бессознательном творчестве", когда "дело идёт о хлебе насущном".
Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети" столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель "сковывающей, леденящей силы ", а Евгений Базаров - как часть "разрушительной, освобождающей силы настоящего".
А что же делает Базаров среди этих трех личностей? Во-первых, он старается обращать на них как можно меньше внимания и большую часть своего времени проводит за работою; шляется по окрестностям, собирает растения и насекомых, режет лягушек и занимается микроскопическими наблюдениями; на Аркадия он смотрит как на ребёнка, на Николая Петровича – как на добродушного старичка, или, как он выражается, на старенького романтика. К Павлу Петровичу он относится не совсем дружелюбно; его возмущает в нем элемент барства, но он невольно старается скрыть свое раздражение под видом презрительного равнодушия. Базаров не любит не спорить, ни вообще высказываться и только Павел Петрович отчасти обладает умением вызывать его на многозначительный разговор. Эти два сильные характера действуют друг на друга враждебно; видя этих двух людей; можно себе представить борьбу, происходящую между двумя поколениями, непосредственно следующими одно за другим.
Для А.С. Пушкина настоящий человек — это человек, обладающий добротой, простотой, бескорыстием, душевной красотой, неразрывно связанный с народом, понимающий природу и искусство. Всеми этими качествами обладает любимая героиня Пушкина — Татьяна Ларина. Образ Татьяны дается Пушкиным в развитии. Впервые мы встречаемся с ней среди сельской глуши, в кругу людей, не понимающих ее тонкую натуру. Татьяна Ларина — это печальная, молчаливая девушка. Но, несмотря на это, своей простотой и сердечностью она привлекала всех. Татьяна делает все так, как подсказывает ей сердце. Эта чистота и невинность заставила многих молодых людей обратить на нее внимание. Татьяна любит все народное и понимать мир простых людей. Также она очень любит свою родную деревню, свой милый душе уголок. Татьяна искренне восхищалась природой и была готова просидеть долгие часы одна, созерцая красоту вокруг. Внутренняя духовная красота ее основана на потребности любить, быть любимой. И когда она познакомилась с Евгением Онегиным, то поняла, что наконец влюбилась, что дождалась того, кого всю жизнь ждала. Любовь же эта питала ее и придавала новые силы. Когда между Татьяной и Евгением произошел откровенный разговор, то ей стало ясно, что этот человек не любит ее. Она полностью покорилась судьбе. Но в душе продолжала страдать и любить Онегина (таково уж женское сердце!). Судьба распорядилась так, что Татьяна Ларина вышла замуж, ее мужем стал знатный генерал. Это был смелый, мужественный и благородный человек. И нельзя не отметить, что и здесь Татьяна показала себя с лучшей стороны, выбрав достойного супруга. Теперь она стала знатной дамой. Но Таня не являлась рабыней высшего света. В ней была та непосредственность, которую давно уже утратили другие светские дамы. Она презирает окружающую ее “мишуру”, внешний блеск и внутреннюю пустоту. Не случайно преклонялись перед ее красотой и обаянием. Своими манерами и поведением она резко отличалась от других дам.
Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети" столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель "сковывающей, леденящей силы ", а Евгений Базаров - как часть "разрушительной, освобождающей силы настоящего".
А что же делает Базаров среди этих трех личностей? Во-первых, он старается обращать на них как можно меньше внимания и большую часть своего времени проводит за работою; шляется по окрестностям, собирает растения и насекомых, режет лягушек и занимается микроскопическими наблюдениями; на Аркадия он смотрит как на ребёнка, на Николая Петровича – как на добродушного старичка, или, как он выражается, на старенького романтика. К Павлу Петровичу он относится не совсем дружелюбно; его возмущает в нем элемент барства, но он невольно старается скрыть свое раздражение под видом презрительного равнодушия. Базаров не любит не спорить, ни вообще высказываться и только Павел Петрович отчасти обладает умением вызывать его на многозначительный разговор. Эти два сильные характера действуют друг на друга враждебно; видя этих двух людей; можно себе представить борьбу, происходящую между двумя поколениями, непосредственно следующими одно за другим.
Всеми этими качествами обладает любимая героиня Пушкина — Татьяна Ларина. Образ Татьяны дается Пушкиным в развитии. Впервые мы встречаемся с ней среди сельской глуши, в кругу людей, не понимающих ее тонкую натуру. Татьяна Ларина — это печальная, молчаливая девушка. Но, несмотря на это, своей простотой и сердечностью она привлекала всех. Татьяна делает все так, как подсказывает ей сердце. Эта чистота и невинность заставила многих молодых людей обратить на нее внимание. Татьяна любит все народное и понимать мир простых людей. Также она очень любит свою родную деревню, свой милый душе уголок. Татьяна искренне восхищалась природой и была готова просидеть долгие часы одна, созерцая красоту вокруг. Внутренняя духовная красота ее основана на потребности любить, быть любимой. И когда она познакомилась с Евгением Онегиным, то поняла, что наконец влюбилась, что дождалась того, кого всю жизнь ждала. Любовь же эта питала ее и придавала новые силы. Когда между Татьяной и Евгением произошел откровенный разговор, то ей стало ясно, что этот человек не любит ее. Она полностью покорилась судьбе. Но в душе продолжала страдать и любить Онегина (таково уж женское сердце!). Судьба распорядилась так, что Татьяна Ларина вышла замуж, ее мужем стал знатный генерал. Это был смелый, мужественный и благородный человек. И нельзя не отметить, что и здесь Татьяна показала себя с лучшей стороны, выбрав достойного супруга. Теперь она стала знатной дамой. Но Таня не являлась рабыней высшего света. В ней была та непосредственность, которую давно уже утратили другие светские дамы. Она презирает окружающую ее “мишуру”, внешний блеск и внутреннюю пустоту. Не случайно преклонялись перед ее красотой и обаянием. Своими манерами и поведением она резко отличалась от других дам.