Анализ стихотворения Пастернака «Метель» Природа занимала важнейшее место в творчестве Пастернака. Поэтический пейзаж он всегда стремился дополнить философией, зачастую обращаясь к экзистенциализму. Ключевая тема его лирики — благоговение перед природой, которую Борис Леонидович считал истинным чудом жизни. По мнению большинства исследователей, именно природа — единственная Муза Пастернака, его супруга и вдова, невеста и любимая женщина, тайная собеседница. В творчестве поэта она играла ту же роль, что Россия в творчестве Блока.
Тема метели (бурана, вьюги) встречается еще в ранней лирике Пастернака. Впоследствии он не раз возвращался к ней. В частности, речь идет о произведениях «Оттепелями из магазинов» (1915), «Девятьсотпятый год» (1926), «Город» (1942), «Зимняя ночь» (1946), «После перерыва» (1957), «После вьюги» (1957). Одно из наиболее ярких отображений мотива — стихотворение «Метель», впервые опубликованное в сборнике «Поверх барьеров» 1916 года. Здесь Пастернак с изумительной поэтической мощью демонстрирует противоборство лирического героя с губительными бытийными силами. Художественное пространство, в котором разворачивается действие, — посад. Этим термином изначально обозначалась населенная область, находящаяся за пределами детинца или кремля, но относящаяся к городу. Как правило, там располагались ремесленные слободы, торговые ряды. Мир, изображенный поэтом, не подчиняется человеку. Лирический герой сбивается с пути в чуждом ему посаде, где день не приходит на смену ночи. Вьюга-ворожея предстает перед читателями олицетворением нечистой силы — зловещей, враждебной. Кружением метели обусловлен выбранный поэтом ритмический рисунок — многократный повтор конструкции с союзом.
Интересна реминисценция, на которой строится вторая часть стихотворения. Пастернак упоминает Варфоломеевскую ночь – страшнейшую страницу французской истории. Трагедия произошла в ночь на 24 августа 1572 года, накануне дня святого Варфоломея — католики устроили ужасающую резню гугенотов. Согласно различным оценкам, погибли порядка тридцати тысяч человек. Чтобы католикам было легче определять дома гугенотов, на дверях жилищ протестантов заранее рисовались кресты: «Все в крестиках двери, как в Варфоломееву ночь».
В раннем творчестве Пастернака мотив снега, метели, вьюги служит олицетворением смерти, рока, болезни. Зимние стихии разрушать все на своем пути, они никому и ничему неподвластны.
Дульсинея Тобосская
ее имя - романтическое изобретение Дон Кихота.
У Дон Кихота не было возлюбленной, поэтому деревенская
девица Альдонса Лоренсо, названная Дульсинеей,
вполне сгодилась на роль дамы его сердца, поскольку
странствующий рыцарь обязан иметь таковую.
Но в селе Тобосо, в нескольких милях от его собственной
деревни, живет прототип этой принцессы. В реальности
ее зовут Альдонса Лоренсо, и она пригожая крестьянская
девушка, мастерица солить свинину и веять зерно.
Это все.
Изумрудно-зеленые глаза, которые Дон Кихот приписывает ей
из своей любви к зеленому цвету, романтический вымысел,
как и странное имя.
Описание, которое дает ей Санчо, следует отвергнуть, так
как историю о передаче ей письма своего господина он выдумал.
Однако он хорошо с ней знаком - это смуглая, высокая, крепкая
девушка, с громким голосом и дразнящим смехом.
Перед тем как отправиться к ней с посланием, Санчо описывает
ее своему господину: "... и могу сказать, что барру она мечет
не хуже самого здоровенного парня изо всей нашей деревни.
Девка ой-ой-ой, с ней не шути, и швея, и жница, и в дуду игрица,
и за себя постоять мастерица, и любой рыцарь, коли она
согласится стать его возлюбленной, будет за ней, как за
каменной стеной. А уж глотка, мать честная, а уж голосина!
А главное, она совсем не кривляка - вот что дорого, готова к
любым услугам, со всеми посмеется и изо всего устроит
веселье и потеху".
В конце первой главы мы узнаем, что одно время Дон Кихот
был влюблен в Альдонсу Лоренсо и всякий раз, когда ему
случалось проходить по Тобосо, он восхищался этой
миловидной девушкой.
"И вот она-то и показалась ему достойною титула владычицы
его помыслов; и, выбирая для нее имя, которое не слишком
резко отличалось бы от ее собственного и в то же время
напоминало и приближалось бы к имени какой-нибудь
принцессы или знатной сеньоры, положил он назвать ее
Дульсинеей Тобосскою, - ибо родом она была из Тобосо, -
именем, по его мнению, приятным для слуха, изысканным
и глубокомысленным".
Он любил ее целых двенадцать лет (ему около пятидесяти),
и за все эти двенадцать лет он видел ее только трижды
или четырежды и никогда с ней не говорил, и, разумеется,
она не замечала его взглядов.
Вот почему ему достаточно воображать и верить, что добрая
Альдонса Лоренсо прекрасна и чиста, а до ее рода ей мало нужды, -
"ведь ей в орден не вступать, значит, и незачем о том справляться, -
словом, в его представлении это благороднейшая принцесса
в мире. И Дон Кихот заключает: "Надобно тебе знать, Санчо, что
более, чем что-либо, возбуждают любовь две вещи,
каковы суть великая красота и доброе имя, а Дульсинея имеет
право гордиться и тем и другим: в красоте она не имеет соперниц,
и лишь у весьма немногих столь же доброе имя, как у нее.
Коротко говоря, я полагаю, что все, сказанное мною сейчас, - это
сущая правда и что тут нельзя прибавить или убавить ни единого
слова, и воображению моему она представляется так, как я того
хочу: и в рассуждении красоты, и в рассуждении знатности,
и с нею не сравнится Елена, и до нее не поднимется Лукреция
и никакая другая из славных женщин протекших столетий, -
равной ей не сыщешь ни у греков, ни у латинян, ни у варваров.
А люди пусть говорят, что угодно, ибо если невежды станут
меня порицать, то строгие судьи меня обелят".
В ходе безумных приключений рыцаря с его воспоминаниями
об Альдонсе Лоренсо что-то происходит, конкретные детали
выцветают и образ Альдонсы растворяется в романтическом
обобщении, зовущемся Дульсинеей.
Образ Дульсинеи пронизывает всю книгу, но, вопреки ожиданиям,
читатель никогда не встретится с ней в Тобосо.
Объяснение:
Природа занимала важнейшее место в творчестве Пастернака. Поэтический пейзаж он всегда стремился дополнить философией, зачастую обращаясь к экзистенциализму. Ключевая тема его лирики — благоговение перед природой, которую Борис Леонидович считал истинным чудом жизни. По мнению большинства исследователей, именно природа — единственная Муза Пастернака, его супруга и вдова, невеста и любимая женщина, тайная собеседница. В творчестве поэта она играла ту же роль, что Россия в творчестве Блока.
Тема метели (бурана, вьюги) встречается еще в ранней лирике Пастернака. Впоследствии он не раз возвращался к ней. В частности, речь идет о произведениях «Оттепелями из магазинов» (1915), «Девятьсотпятый год» (1926), «Город» (1942), «Зимняя ночь» (1946), «После перерыва» (1957), «После вьюги» (1957). Одно из наиболее ярких отображений мотива — стихотворение «Метель», впервые опубликованное в сборнике «Поверх барьеров» 1916 года. Здесь Пастернак с изумительной поэтической мощью демонстрирует противоборство лирического героя с губительными бытийными силами. Художественное пространство, в котором разворачивается действие, — посад. Этим термином изначально обозначалась населенная область, находящаяся за пределами детинца или кремля, но относящаяся к городу. Как правило, там располагались ремесленные слободы, торговые ряды. Мир, изображенный поэтом, не подчиняется человеку. Лирический герой сбивается с пути в чуждом ему посаде, где день не приходит на смену ночи. Вьюга-ворожея предстает перед читателями олицетворением нечистой силы — зловещей, враждебной. Кружением метели обусловлен выбранный поэтом ритмический рисунок — многократный повтор конструкции с союзом.
Интересна реминисценция, на которой строится вторая часть стихотворения. Пастернак упоминает Варфоломеевскую ночь – страшнейшую страницу французской истории. Трагедия произошла в ночь на 24 августа 1572 года, накануне дня святого Варфоломея — католики устроили ужасающую резню гугенотов. Согласно различным оценкам, погибли порядка тридцати тысяч человек. Чтобы католикам было легче определять дома гугенотов, на дверях жилищ протестантов заранее рисовались кресты: «Все в крестиках двери, как в Варфоломееву ночь».
В раннем творчестве Пастернака мотив снега, метели, вьюги служит олицетворением смерти, рока, болезни. Зимние стихии разрушать все на своем пути, они никому и ничему неподвластны.