Понятие «крылатости» возникает у многих поэтов. Ведь им свойственно возвышаться над обыденной сферой жизни, смотреть на связь вещей и слов как бы «свысока», как никто до них не смотрел. Возьмем, например, Ахматову: « я не могу взлететь, а с детства была крылатой». И в лирике Марины Цветаевой родство душ передается образом сложенных крыльев: «Как правая и левая рука — Твоя душа моей душе близка. Мы смежены, блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь встает — и бездна пролегла От правого — до левого крыла!» Крылатая душа поэта позволяла ей отрываться от реального мира, от вихрей и бездн полной бурными событиями первой половины 20 века. Революции, разруха, войны, полуголодное существование, смерти близких. Цветаева всегда стремилась быть (и была!) над этим миром. "А за плечом - товарищ мой крылатый Опять шепнет: - Терпение, сестра! - Когда сверкнут серебряные латы Сосновой кровью моего костра" Товарищ. Это она о крылатом гении вдохновения, не оставляющем ее. Еще он: "Рыцарь ангелоподобный - Долг! Небесный часовой... Еженощный соглядатай, Ежеутренний звонарь..." Через год она напишет уже об их единой природе с крылатым гением: "Крестили нас - в одном чану…" А оторванность от близких трансформируется в поэтическое одиночество («проклятость!») крылатой души: «Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна, Я, крылатая, была проклятой. Где-то было много-много сжатых Рук - и много старого вина. А крылатая была - проклятой! А единая была - одна! Как луна - одна, в глазу окна» И это ведь не об одиночестве, а о своем призвании, о своем отличии от множества других, на которых она смотрит отстранено, как луна. Марина - одна служанка и повелительница крылатого гения, единая с ним: "Умирая, не скажу: была. И не жаль, и не ищу виновных. Есть на свете поважней дела Страстных бурь и подвигов любовных. Ты, - крылом стучавший в эту грудь, Молодой виновник вдохновенья - Я тебе повелеваю: - будь! Я - не выйду из повиновенья." Для крылатой души – не важны внешние атрибуты ( хоромы или хаты), Ведь Цветаева привыкла приходить «в дом, и не знающий, что – мой», ей “все нипочем”, и к жизни среди «врагов» она привыкла: "Если душа родилась крылатой — Что ей хоромы — и что ей хаты! Что Чингис-Хан ей и о — Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных — и сытость сытых! " Образ же «крылатого гения» менялся и усложнялся. Теперь это крылатый конь. Вспомним, что Пегас возник в момент смерти медузы Горгоны, что он носил Зевсу выкованные Гефестом молнии-стрелы. Тогда мы лучше поймем, что за огонь сжигал душу Марины Цветаевой: «Ох, огонь - мой конь - несытый едок! Ох, огонь на нем - несытый ездок! С красной гривою свились волоса... Огневая полоса - в небеса!» Охваченная огнем эмоциональной “безмерности», остро чувствующая и пропускающая через себя недоступное бескрылым, ее крылатая душа ненасытна: «Что другим не нужно - несите мне Всё должно сгореть на моем огне! Я и жизнь маню, я и смерть маню В легкий дар моему огню» Вселившийся в Марину Ивановну Цветаеву, слившийся с ней Крылатый Гений превращает ее жизнь в творческий костер, на котором она сама и сгорела.
Одном большом городе жила девочка. Ее звали Лиза. У нее были молодые и преуспевающие родители, любящие бабушки и дедушки и множество дядей и теть.Ей очень часто дарили игрушки. Был у нее и кролик который кивал головой, мяукающий котик и другие игрушки, которые разговаривали, пели, смеялись. А еще у нее была Барби принцесса с подружками, Кеном, машиной и специальным барбячьим домиком. Так же имелся набор кукольной косметики и украшений, в общем все то, что просто необходимо иметь современной леди пяти с половиной лет. Ну и конечно же в ее комнате везде сидели огромных размеров плюшевые мишки, зайцы и слоны которых дарили дяди и тети искренне полагая, что чем больше они любят ребенка, тем большего размера должна быть игрушка. Все эти вещи были конечно очень красивые и интересные , но самой любимой игрушкой у Лизы была гусеничка, которую однажды принесла ей мамина подруга. Гусеничка была такая маленькая, что помещалась в кармашек платья или куртки. Лиза не расставалась со своей любимицей. С ней она гуляла, кушала и ходила с детский сад. Ну и конечно спала гусеничка рядом на уголке подушки. Однажды всей семьей они поехали кататься на коньках. На катке было весело и время пролетело незаметно. А когда вернулись домой, то гусенички в кармашке не было. Лиза очень сильно плакала. Папа пытался ее успокоить, обещал купить все, что она захочет, но ей не хотелось ничего. Тогда мама сказала:- Подожди-ка, не плачь, а вдруг она не потерялась, а просто спряталась?- Зачем? - спросила Лиза сквозь слезы.- Ты ведь знаешь, что гусеницы не всегда остаются такими , они однажды должны превратиться в бабочку, а для этого ей надо забраться куда-нибудь где тихо и спокойно- ответила мама. - Но ведь она ла ненастоящей!- Ну и что? Давай немного подождем, вдруг она сама появиться - и мама увела дочку спать два дня, Лиза была очень грустной, потому, что ее любимица не появлялась. Да девочка и не верила, что это возможно, потому что как любой современный ребенок не верила в чудеса. На третий день она проснулась и увидела, что на уголке подушки , где всегда спала гусеничка лежит маленькая бабочка.
И в лирике Марины Цветаевой родство душ передается образом сложенных крыльев:
«Как правая и левая рука —
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встает — и бездна пролегла
От правого — до левого крыла!»
Крылатая душа поэта позволяла ей отрываться от реального мира, от вихрей и бездн полной бурными событиями первой половины 20 века. Революции, разруха, войны, полуголодное существование, смерти близких. Цветаева всегда стремилась быть (и была!) над этим миром.
"А за плечом - товарищ мой крылатый
Опять шепнет: - Терпение, сестра! -
Когда сверкнут серебряные латы
Сосновой кровью моего костра"
Товарищ. Это она о крылатом гении вдохновения, не оставляющем ее. Еще он: "Рыцарь ангелоподобный - Долг! Небесный часовой... Еженощный соглядатай, Ежеутренний звонарь..."
Через год она напишет уже об их единой природе с крылатым гением: "Крестили нас - в одном чану…"
А оторванность от близких трансформируется в поэтическое одиночество («проклятость!») крылатой души:
«Новый год я встретила одна.
Я, богатая, была бедна,
Я, крылатая, была проклятой.
Где-то было много-много сжатых
Рук - и много старого вина.
А крылатая была - проклятой!
А единая была - одна!
Как луна - одна, в глазу окна»
И это ведь не об одиночестве, а о своем призвании, о своем отличии от множества других, на которых она смотрит отстранено, как луна. Марина - одна служанка и повелительница крылатого гения, единая с ним:
"Умирая, не скажу: была.
И не жаль, и не ищу виновных.
Есть на свете поважней дела
Страстных бурь и подвигов любовных.
Ты, - крылом стучавший в эту грудь,
Молодой виновник вдохновенья -
Я тебе повелеваю: - будь!
Я - не выйду из повиновенья."
Для крылатой души – не важны внешние атрибуты ( хоромы или хаты), Ведь Цветаева привыкла приходить «в дом, и не знающий, что – мой», ей “все нипочем”, и к жизни среди «врагов» она привыкла:
"Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы — и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и о — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых! "
Образ же «крылатого гения» менялся и усложнялся. Теперь это крылатый конь. Вспомним, что Пегас возник в момент смерти медузы Горгоны, что он носил Зевсу выкованные Гефестом молнии-стрелы. Тогда мы лучше поймем, что за огонь сжигал душу Марины Цветаевой:
«Ох, огонь - мой конь - несытый едок!
Ох, огонь на нем - несытый ездок!
С красной гривою свились волоса...
Огневая полоса - в небеса!»
Охваченная огнем эмоциональной “безмерности», остро чувствующая и пропускающая через себя недоступное бескрылым, ее крылатая душа ненасытна:
«Что другим не нужно - несите мне
Всё должно сгореть на моем огне!
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В легкий дар моему огню»
Вселившийся в Марину Ивановну Цветаеву, слившийся с ней Крылатый Гений превращает ее жизнь в творческий костер, на котором она сама и сгорела.
Все эти вещи были конечно очень красивые и интересные , но самой любимой игрушкой у Лизы была гусеничка, которую однажды принесла ей мамина подруга. Гусеничка была такая маленькая, что помещалась в кармашек платья или куртки. Лиза не расставалась со своей любимицей. С ней она гуляла, кушала и ходила с детский сад. Ну и конечно спала гусеничка рядом на уголке подушки. Однажды всей семьей они поехали кататься на коньках. На катке было весело и время пролетело незаметно. А когда вернулись домой, то гусенички в кармашке не было. Лиза очень сильно плакала. Папа пытался ее успокоить, обещал купить все, что она захочет, но ей не хотелось ничего. Тогда мама сказала:- Подожди-ка, не плачь, а вдруг она не потерялась, а просто спряталась?- Зачем? - спросила Лиза сквозь слезы.- Ты ведь знаешь, что гусеницы не всегда остаются такими , они однажды должны превратиться в бабочку, а для этого ей надо забраться куда-нибудь где тихо и спокойно- ответила мама.
- Но ведь она ла ненастоящей!- Ну и что? Давай немного подождем, вдруг она сама появиться - и мама увела дочку спать два дня, Лиза была очень грустной, потому, что ее любимица не появлялась. Да девочка и не верила, что это возможно, потому что как любой современный ребенок не верила в чудеса. На третий день она проснулась и увидела, что на уголке подушки , где всегда спала гусеничка лежит маленькая бабочка.