"Сюжетно - композиционный анализ поэмы А. Ахматовой "Реквием"
Ход выполнения задания, методические указания:
1.Какие чувства, ощущения у вас вызвала поэма?
2.Какие факты биографии А. А. Ахматовой послужили основой для написания поэмы "Реквием"?
3.Можно ли считать поэму А. Ахматовой поэтическим документом эпохи? Обоснуйте.
4.Перечислите персонажей "Реквиема". Каково идейно - художественное значение каждого из них?
5.Почему "Эпилог" состоит из двух частей? В чем художественная необходимость обеих частей?
Зимой, когда выпадает снег, на улице всегда очень много детей. Здесь не бывает скучно: громкие крики и радостный смех говорят о том, как рады мы пришедшей к нам зимней сказке. Обычно в городе всегда найдется горка, которую взрослые заливают водой, и мы по ледя¬ному спуску с хохотом и визгом летим с нее кубарем. Это очень занятно! А потом наше катание переходит в игру в снежки, тут уж не зевай! Эта игра – испытание на ловкость. Вскоре снежки пошли по снегу и стали образовываться большие снежные шары, которые мы ставим друг на друга и появляется чудесная снежная баба. Мальчишки обязательно надевают коньки и начинается веселый хоккей, а мы, девчонки, изображаем фигурное катание на льду и показываем всевозможные фигуры, иногда неловкие, а иногда просто смешные.
А потом наступает ночь. Ребятишки разбегаются по домам. Открываю окно, в комнату врывается свежий морозный воздух, который начинает щекотать уши и нос. При свете фонаря снежинки кажутся фантастическими и необыкновенными. А по запорошенным дорожкам уже не видно наших следов и следов наших веселых игр, а кое-где проглядываются следы пробежавшей кошечки или собачки. И тут я замечаю, какая необыкновенная тишина царит вокруг! И какое это сказочное время года – зима!
Хорошо, когда день зимой – ясный и солнечный. Просыпаешься утром, а солнце бьет в окно сквозь сказочные ледяные узоры на стеклах. По голубому небу плывут белые облачка, как летом. Да только зимнее солнце висит в вышине и абсолютно не греет. И небо не такое голубое, как летом, а намного бледнее.
Обычно в такой ясный зимний день на улице поскрипывает крепкий морозец. Выходишь на улицу, чтобы идти в школу, укутавшись по самый нос. Вокруг все белым-бело, просто глаза слепит! Впору надевать черные очки!
Бежишь по белому утоптанному снежку, а он приятно хрустит под ногами. Можно зачерпнуть снежинок в перчатку и изучать их строение. Они – маленькие произведения искусства зимней природы.
После школы охота прогуляться, поваляться в чистом снегу сугробов, покататься с ледяной горки. Но губы и нос мерзнут. И руки тоже зябнут, даже в перчатках Только возьмешься руками за что-нибудь ледяное, как они тут же начинают коченеть. После прогулки вбегаешь домой весь раскрасневшийся и долго отогреваешь пальцы под струей горячей воды. А они так и «горят»!
А потом быстро темнеет, на западе закатывается маленькое красноватое солнышко. Зимний день короток. Только ближе к концу января, в феврале, замечаешь, что световой день увеличивается.