Рассказ «Бежин луг», опубликованный в 1851 г., очень быстро стал хрестоматийным. Его изучали десятки поколений школьников, и каждое поколение открывало в нем свои, до этого не замеченные или не использованные стороны, аспекты, возможности. И действительно, трудно переоценить не только художественные, по и педагогические достоинства этого произведения. Оно продолжает знакомство нас с бытом крепостной деревни - с той поэтической стороной этого быта, которая показывает, что даже в страшные времена крепостничества человек знал радость труда, чувствовал его поэзию.Рассказ «Бежин луг» знакомит нас с ровесниками и делает эту встречу такой интимной и доверительной, что читатель уже не сможет забыть мальчиков, с которыми он встретился у костра. Рассказ написан таким благоуханным языком, так свободно и непринужденно, ярко, выразительно и просто, что мы не можем не вспомнить слов, сказанных им о языке произведений нашей классики: «…язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского - велик и могуч».Эти свойства делают рассказ великолепной лабораторией, трудясь в которой Читатели не только обогащают свой духовный мир, и овладевают искусством повествования о человеке, о природе, делают ярче и выразительней свою речь. Беседу о рассказе «Бежин луг» начнем с выяснения того, почему книга, в которую входит рассказ, названа «Записки охотника». Во-первых, в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик. Во-вторых, мы знаем, как страстно любил Тургенев охоту. И все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью: «…каких Пеночкиных,- писал Герцен,- он подстреливал, в то время как дупели и бекасы спокойно порхали с ветки на ветку!». «Вы ожидаете сейчас выстрела - ничуть не бывало! Успокойтесь… Вы этого выстрела не дождетесь… охотник никуда не стреляет… Он следит не за полетом птицы,- как писал современник,- а за… золотисто-серыми, с белыми краями облаками, он смотрит на стальные отблески воды… Ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда».Рассказы, события которых произошли в пределах Орловской губернии, познакомят тех, кто прочтет книгу целиком, с миром русской деревни середины века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» - спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, склонности,- словом, все то же, что и в образованном человеке». Слова великого русского критика были своеобразной программой тех лет, подсказывали прогрессивным русским писателям путь их творчества. По этому пути и пошел Тургенев.Читатель читает на уроке рассказ «Бежин луг», стремясь сохранить отмеченную Чернышевским особенность тургеневского письма - ощущение живого общения читателя и рассказчика.В одном из черновиков И. С. Тургенева мы читаем: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. Огни». Какие описания Тургенев ввел в свой рассказ для осуществления этого плана? Мы вовсе не хотим проследить весь путь работы писателя от замысла до его осуществления, а только фиксируем в сознании читателей, что замысел этот был, что процесс работы над ним сложен, длителен и труден. Какие же описания мы находим в рассказе? Описания природы (утро, день, вечер, ночь одного июльского дня и утро следующего); описание мальчиков; описание огней костра, лошадей, собак. Эти описания создать рассказ. Но все же в замысле писателе главное не то, что окружает мальчиков. Ведь в наброске сказано: «Описать, как мальчики гоняют лошадей…» Мы уже прочли рассказ и знаем, что автор поставил мальчиков в такие условия, когда они стали говорить о том, что им всего интереснее, когда читателю становится ясен мир их мыслей и чувств. Напомним все элементы этой композиции:
Заблоцкий в своих стихотворениях любил пофилософствовать на "вечные темы". Очень часто в своих произведениях он акцентировал то, что главное задание в жизни каждого человека это постоянный труд над самим собой. Он считал, что если каждый человек будет совершенствовать себя, то наше общество будет обретать новые черты, развиваться вместе с индивидуумом. Именно к такой тематике следует отнести стихотворение "Не позволяй душе ленится". Всё стихотворение пронизано главной идеей - человеческая душа должна постоянно развиваться, работать, трудиться. Поэт предостерегает нас - лень, бездействие и расслабление губительны для человеческой души. Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Бездействие приводит к тому, что жизнь теряет смысл.
Поддавшись лени один раз, человек становится её заручником. Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. В то же время Заблоцкий в своём стихотворении противопоставляет бессмысленному существованию человека труд и развитие, стремление к познанию нового, достижению новых высот.
Автор представляет душу как независимое существо, за действиями которого следует постоянно следить, не позволяя себе расслабиться ни на минуту. Сама по себе душа ленива и на мгновение ослабив бдительность мы можем потерять над ней контроль. Такое отношение следует понимать как призыв к постоянному ежеминутному самосовершенствованию.
Заблоцкий в своих стихотворениях любил пофилософствовать на "вечные темы". Очень часто в своих произведениях он акцентировал то, что главное задание в жизни каждого человека это постоянный труд над самим собой. Он считал, что если каждый человек будет совершенствовать себя, то наше общество будет обретать новые черты, развиваться вместе с индивидуумом. Именно к такой тематике следует отнести стихотворение "Не позволяй душе ленится".
Всё стихотворение пронизано главной идеей - человеческая душа должна постоянно развиваться, работать, трудиться. Поэт предостерегает нас - лень, бездействие и расслабление губительны для человеческой души.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Бездействие приводит к тому, что жизнь теряет смысл.
Поддавшись лени один раз, человек становится её заручником.
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
В то же время Заблоцкий в своём стихотворении противопоставляет бессмысленному существованию человека труд и развитие, стремление к познанию нового, достижению новых высот.
Автор представляет душу как независимое существо, за действиями которого следует постоянно следить, не позволяя себе расслабиться ни на минуту. Сама по себе душа ленива и на мгновение ослабив бдительность мы можем потерять над ней контроль. Такое отношение следует понимать как призыв к постоянному ежеминутному самосовершенствованию.