Впервые напечатана в газете «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана в 1882 году.[2] При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:
Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.
Впоследствии это предисловие было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды[2].
История мальчишки, которого отправили к бабушке в Малинку, идёт война.
В главе " Как " Речь идёт о том, как постепенно "в кучу" собрались оставшиеся в живых жители Малинки, сожжённой немцами.
Сначала Федоска сидит в крапиве и слышит, как кто-то ползет, это был Сашок, затем стон дела Никиты, которого чуть не убили немцы, мальчики пошли искать живых.
Они натыкаются на тело бабушки Фионы,
Федоска перечисляет дома, кто где жил. И вдруг на одном пожарище, в печке нашли двух детей Гришатку и Маринку - " мамку ждут", и вдруг видят бабушку Ульяну. Бабушка- единственный родной человек для Саши в этой ситуации , она уже не думала, что мальчик жив.
Она сообщила им, что в конопле спят трое детей- близнецы и Ванятка.
Когда позвали деда Никиту, стали решать, как куда податься, в конопле не проживёшь , да и " эти вернутся".
Появившийся раненый Николай , узнав, что его жены уже нет, идёт воевать и мальчишки Федоска и Сашка решают идти за ним.
Но Сашу окликнула Маринка, он понял , что не может их бросить, что дёд Никита и бабка Ульяна старые, а детишки очень маленькие. Федоска презрительно уходит, назвав его гусаком и трусом.
История создания
Впервые напечатана в газете «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана в 1882 году.[2] При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:
Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.
Впоследствии это предисловие было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды[2].
Объяснение:
История мальчишки, которого отправили к бабушке в Малинку, идёт война.
В главе " Как " Речь идёт о том, как постепенно "в кучу" собрались оставшиеся в живых жители Малинки, сожжённой немцами.
Сначала Федоска сидит в крапиве и слышит, как кто-то ползет, это был Сашок, затем стон дела Никиты, которого чуть не убили немцы, мальчики пошли искать живых.
Они натыкаются на тело бабушки Фионы,
Федоска перечисляет дома, кто где жил. И вдруг на одном пожарище, в печке нашли двух детей Гришатку и Маринку - " мамку ждут", и вдруг видят бабушку Ульяну. Бабушка- единственный родной человек для Саши в этой ситуации , она уже не думала, что мальчик жив.
Она сообщила им, что в конопле спят трое детей- близнецы и Ванятка.
Когда позвали деда Никиту, стали решать, как куда податься, в конопле не проживёшь , да и " эти вернутся".
Появившийся раненый Николай , узнав, что его жены уже нет, идёт воевать и мальчишки Федоска и Сашка решают идти за ним.
Но Сашу окликнула Маринка, он понял , что не может их бросить, что дёд Никита и бабка Ульяна старые, а детишки очень маленькие. Федоска презрительно уходит, назвав его гусаком и трусом.
Объяснение: