Сатирический рассказ «Хамелеон» написан Чеховым в далеком 1884 году, его значение, актуальность проблем важна и понятна сегодняшнему читателю. В комической, на первый взгляд, сценке на базарной площади, собравшей толпу любопытствующих зевак, раскрываются черты людей, готовых холопски исполнять все прихоти и приказы вышестоящего начальства. Жизнь несчастной собачонки висит на волоске и зависит от того, чья она, генеральская или бродячая. Выразительны не только говорящие фамилии героев, Очумелов, Хрюкин, Елдырин, но и поведение хамелеонствующей толпы, которая одобряет действия Очумелова, видит в них законное проявление власти и порядка. Шесть раз меняется мнение Очумелова по поводу собаки, укусившей за палец золотых дел мастера Хрюкина. Его бросает то в жар, то в холод от самой мысли вызвать недовольство генерала. Соответственно, сопровождающему Елдырину приходится то накидывать шинель на Очумелова, то снова держать ее в своих руках. Великолепно передает эти переходы страха и гнева чтение рассказа в исполнении великого артиста Игоря Ильинского.
Многим знакомо высказывание Чехова о необходимости выдавливать из себя по капле раба, чтобы ощутить в жилах человеческую кровь. Писатель говорит не о преодолении в себе крепостного своих предков, как нередко объясняют эти слова, но они относятся к каждому человеку. Преодоление чинопочитания, нравственной глухоты, пошлости и вульгарности в себе как никогда стоит в повестке дня современной жизни. Рабское сознание и сегодня проявляется там, где ради выгоды можно поступиться своими убеждениями и собственным мнением. Современные хамелеоны многолики и неистребимы, как в политической жизни, так и на бытовом уровне, когда правда и справедливость не имеют никакого отношения к власть предержащим. Чехов не только классика, он современен, как никогда.
Харлампий Диогенович - учитель, герой произведения Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". Этот человек вызывает чувство восхищения своим умом и знанием человеческой натуры. Харлампий Диогенович, как говорится, учитель от бога. Ученики его безмерно уважают и слегка побаиваются его острого языка.
Однако шутки учителя, на мой взгляд - это особый педагогический прием. Ему удается заинтересовать ребят своим предметом, а также заставить учиться самых отпетых лентяев, на которых наказания бы не подействовали. Не случайно герой рассказа боится укола меньше, чем реакции учителя на невыученный урок.
Мне кажется, что отчество "Диогенович" писатель дал своему персонажу неспроста. Древнегреческий философ Диоген был, во-первых, очень мудрым, во-вторых, заставлял людей думать своей головой. А в-третьих, его тоже все уважали, несмотря на все его странности. Как-то к Диогену сам Александр Македонский приходил за советом. Философ ему не советовал идти в поход на Индию, а царь не послушался и в том походе погиб.
Герой с благодарностью вспоминает своего учителя, потому что учитель ему многое понять, научил думать своей головой - как философ Диоген учил своих современников.
Сатирический рассказ «Хамелеон» написан Чеховым в далеком 1884 году, его значение, актуальность проблем важна и понятна сегодняшнему читателю. В комической, на первый взгляд, сценке на базарной площади, собравшей толпу любопытствующих зевак, раскрываются черты людей, готовых холопски исполнять все прихоти и приказы вышестоящего начальства. Жизнь несчастной собачонки висит на волоске и зависит от того, чья она, генеральская или бродячая. Выразительны не только говорящие фамилии героев, Очумелов, Хрюкин, Елдырин, но и поведение хамелеонствующей толпы, которая одобряет действия Очумелова, видит в них законное проявление власти и порядка. Шесть раз меняется мнение Очумелова по поводу собаки, укусившей за палец золотых дел мастера Хрюкина. Его бросает то в жар, то в холод от самой мысли вызвать недовольство генерала. Соответственно, сопровождающему Елдырину приходится то накидывать шинель на Очумелова, то снова держать ее в своих руках. Великолепно передает эти переходы страха и гнева чтение рассказа в исполнении великого артиста Игоря Ильинского.
Многим знакомо высказывание Чехова о необходимости выдавливать из себя по капле раба, чтобы ощутить в жилах человеческую кровь. Писатель говорит не о преодолении в себе крепостного своих предков, как нередко объясняют эти слова, но они относятся к каждому человеку. Преодоление чинопочитания, нравственной глухоты, пошлости и вульгарности в себе как никогда стоит в повестке дня современной жизни. Рабское сознание и сегодня проявляется там, где ради выгоды можно поступиться своими убеждениями и собственным мнением. Современные хамелеоны многолики и неистребимы, как в политической жизни, так и на бытовом уровне, когда правда и справедливость не имеют никакого отношения к власть предержащим. Чехов не только классика, он современен, как никогда.
Однако шутки учителя, на мой взгляд - это особый педагогический прием. Ему удается заинтересовать ребят своим предметом, а также заставить учиться самых отпетых лентяев, на которых наказания бы не подействовали. Не случайно герой рассказа боится укола меньше, чем реакции учителя на невыученный урок.
Мне кажется, что отчество "Диогенович" писатель дал своему персонажу неспроста. Древнегреческий философ Диоген был, во-первых, очень мудрым, во-вторых, заставлял людей думать своей головой. А в-третьих, его тоже все уважали, несмотря на все его странности. Как-то к Диогену сам Александр Македонский приходил за советом. Философ ему не советовал идти в поход на Индию, а царь не послушался и в том походе погиб.
Герой с благодарностью вспоминает своего учителя, потому что учитель ему многое понять, научил думать своей головой - как философ Диоген учил своих современников.