Действие 1 семья простаковых ругает тришку, которому поручили сшить кафтан для митрофана. тришка не справился с работой, хоть и всех о своем неумении. его выгоняют. все заботятся о митрофане, а он позволяет себе много есть и гулять. простаковы хотят отдать сироту софью за скотинина. скотинин рад, так как у девушки есть много скота. вдруг приходит письмо от родственника софьи, что рушит все планы. кроме софьи никто его не может прочитать, так как люди вокруг неграмотные. в письме речь шла о большом наследстве, так что уже и простаковы хотят ее сосватать своему сыну. действие 2 все начинается с разговора друзей милона и правдина. милон – возлюбленный софьи. приехал увидеться с ней. их встреча была радостной, но софья сообщила, что ее хотят выдать за 16-летнего глупого митрофана. скотинин тоже переживает, что может остаться без богатой жены. скотинин и митрофан встречаются и начинают драку, так как оба хотят взять софью в жены. их успокаивает правдин. тем временем простаковы льстят милону, заговаривают зубы. правдин знакомиться с учителями митрофана. действие 3 приехал стародум, дядя софьи. правдин рассказал ему все, что происходило с софьей. стародум решил повременить и не горячиться. семья простаковых и скотинин стали льстиво стародума. стародум говорит о том, что забирает софью в москву выдать замуж. софья соглашается, хотя еще не знает, что ее сужен милон. простакова пытается убедить его не делать этого, якобы митрофан намного лучше. правдин всех уводит, а учителя рассказывают стародуму, что митрофан глуп и ленив. простакова заставляла занимать митрофана перед стародумом. но и мать, и сын были неграмотными. они пришли к выводу, что эти науки не нужны. действие 4 дядя ведет беседы с софьей, говорит с ней о семье, чести. также он узнает, что софья будет женой милона. ему нравится юноша. он благословляет пару. скотинин пытается влезть в беседу, чтобы показать себя. но все выходит нелепо. простакова снова попыталась похвалить сына, но вопросы правдина загнали его в тупик. стародум сообщает, что завтра они уже уезжают. скотинин и митрофан продумывают план перехвата. действие 5 простакова приказала забрать софью силой. милон смог уберечь невесту. это был незаконный поступок, так что теперь они имеют право на суд. но софья всех прощает. правдин сообщает простаковой, что ее злые поступки не будут оправданы. отныне все ее имущество переходит правдину. дальше правдин разбирается с учителями. он раскрывает обман вральмана. цыфиркин награжден за свою честность, так как отказался от денег. он понимал, что не смог ничему научить митрофана. кутейкин хотел денег, а в итоге остался ни с чем. митрофан решает пойти на службу. простакова в шоке от происходящего, а софья с дядей и женихом уезжают в москву.
«Недоросль» — пьеса о злонравии помещиков-крепостников. Недаром она заканчивается назидательным изречением Стародума, обращенным к зрителям: «Вот злонравия достойные плоды! » На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится» . Притворщица и тиранка Простакова не вызывает никакого сочувствия своими сетованиями по поводу отнятой у нее власти. Как и все просветители XVIII века, Фонвизин придавал большое значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки хотел показать «несчастные следствия дурного воспитания» . Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — прилагательное, потому что к стене прилагается. Митрофанушка — лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Он испорчен, отравлен не тем воспитанием, которое ему дают, а, скорее всего, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Можно ожидать, что в будущем сынок даже перещеголяет маменьку. . Каковы родители — таковы и дети. Засилье Митрофанушек, по мнению Фонвизина, приведет страну к гибели. Митрофанушки не хотят ни учиться, ни служить государству, а стремятся лишь урвать длясебя кусок побольше. Автор считает, что они должны быть лишены дворянского права управления крестьянами и страной, и в конце пьесы лишает Простакову власти над крепостными. Но плохое воспитание — не причина, а следствие уклада жизни злонравных помещиков. Пьеса о воспитании перерастает в резкое обличение крепостнических отношений, в социальную комедию-сатиру. Вся комедия Фонвизина вызывает не веселый, а горький смех. Сколько зрители ни смеются над героями пьесы, но бывают мгновения, когда у них выступают слезы. Кантемир говорил: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу» . Такой смех-ирония — черта национального своеобразия русской комедии. Фонвизин смотрел на русскую социальную действительность «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы»
источник:
Как и все просветители XVIII века, Фонвизин придавал большое значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки хотел показать «несчастные следствия дурного воспитания» . Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — прилагательное, потому что к стене прилагается. Митрофанушка — лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Он испорчен, отравлен не тем воспитанием, которое ему дают, а, скорее всего, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Можно ожидать, что в будущем сынок даже перещеголяет маменьку. . Каковы родители — таковы и дети. Засилье Митрофанушек, по мнению Фонвизина, приведет страну к гибели. Митрофанушки не хотят ни учиться, ни служить государству, а стремятся лишь урвать длясебя кусок побольше. Автор считает, что они должны быть лишены дворянского права управления крестьянами и страной, и в конце пьесы лишает Простакову власти над крепостными.
Но плохое воспитание — не причина, а следствие уклада жизни злонравных помещиков. Пьеса о воспитании перерастает в резкое обличение крепостнических отношений, в социальную комедию-сатиру.
Вся комедия Фонвизина вызывает не веселый, а горький смех. Сколько зрители ни смеются над героями пьесы, но бывают мгновения, когда у них выступают слезы. Кантемир говорил: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу» . Такой смех-ирония — черта национального своеобразия русской комедии. Фонвизин смотрел на русскую социальную действительность «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы»