основная урока – научить жизни. можно услышать резонное замечание, что научить этому невозможно. научить, может, и нет, но в наших силах создать условия, продемонстрировать примеры и заставить задуматься: как правильно поступить в той или иной ситуации. а ситуация выбора и поиски правильного решения – это и есть проекция нашей жизни. поэтому для мастер-класса я выбрала урок внеклассного чтения в 11 классе по небольшому, но, на мой взгляд, необычайно содержательному и полемичному произведению л.с.петрушевской «страна». этот текст не входит в обязательный минимум содержания образования. но я считаю, что его целесообразно демонстрировать 11-классникам для подготовки к егэ, т.к. сюжет происходит в наше время, и проблемы эти актуальны именно сегодня.
автор этого произведения л.с.петрушевская известна детям по лингвистической сказке «пуськи бятые» из учебника начальной школы и по мультфильму «ежик в тумане», в котором она является автором сценария. также для воспитательной работы на классных часах, с целью профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, мы читаем и анализируем ее рассказ «глюк». воспитанию милосердия, отзывчивости, искренности, ответственности за свои поступки, которых так не хватает в нашей жизни, способствует рассказ «свой круг». эти рассказы позволяют задуматься о том, как не очерстветь в нашей жизни, не остаться равнодушным к людям. их можно взять и для подготовки к егэ, как привлечение аргументационного материала.
цель мастер-класса:
трансляция педагогического опыта по формированию ууд на уроке внеклассного чтения по рассказу л.петрушевской «страна.
познавательные: формирование навыков анализа текста через чтение и письмо; , формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы и создавать собственные тексты.
регулятивные: продемонстрировать связь между критическим прочтением авторского текста и созданием собственного; показать эффективность использования рассказа петрушевской в рамках воспитательной работы и подготовки к итоговой аттестации выпускников; повышение интереса к чтению произведений л.петрушевской.
Ранним утром, когда в избе было еще темно, и мать не доила корову, яшка встал, отыскал свои старые штаны и рубаху, поел хлеба с молоком и, взяв удочки, вышел из избы. накопал червей и побежал к сараю, где на сеновале спал его друг володя. —а не рано? — сипло спросил тот спросонья. яшка рассердился: он встал на час раньше, червей накопал, хотел показать этому вежливому москвичу самые рыбные места. яшка ж лучший рыболов во всем колхозе, только покажи, где ловить, — яблоками забросают. а этому — за «», и он еще не доволен. на идет в ботинках! — ты бы еще галстук надел! — съязвил яшка и хрипло засмеялся. — у нас рыба обижается, когда к ней без галстука суешься. однако яшка не злой, он хвалится лучшим, что есть в его родной деревне: самой вкусной в мире колодезной водой, ловлей дроздов сеткой, двухметровым сомом, которого завклубом видел в бочаге — подумал, что рассказывает яшка про федю-тракториста, который ночью работал при свете фар, проснулся — и опять в поле. володя вдруг начинает чувствовать, как славно проснуться рано и выйти из дому, а еще лучше — побежать, взвизгивая от восторга. яшка московского гостя к бочагу (омуту) и стал рассказывать, что этот омут всех засасывает — такая там вода ледяная, не отпускает от себя. и еще на дне — осьминоги. —осьминоги в море, — неуверенно сказал володя. —а мишка видал! .из воды щуп, и по берегу вот хотя, наверное, он врет, я его знаю, — несколько неожиданно заключил яшка. забросили удочки. у яшки клюнуло — да сорвалось. ждали-ждали поклевки, устали — воткнули удочки в землю. тут опять клюнуло. яшка вытащил здорового леща. а володина удочка вместе с комом земли поползла в воду. мальчик попытался спасти ее ,— и ухнул в омут. яшка рассердился на него, и вдруг увидел, что его приятель тонет. он бился, захлебывался и издавал страшные звуки: «уа-а- уа-а-» мысль об осьминогах мелькнула в голове деревенского мальчишки. он бросился вверх звать на , но никого не было. когда яшка вернулся, на поверхности воды виднелась только володина макушка. яшка прыгнул в воду, схватил володю, но тот так отчаянно и сильно за него уцепился, так дико стал карабкаться ему на плечи, что чуть не утопил. яшка оторвал от себя утопающего, ударил его ногой в живот и бросился к берегу. посмотрел на воду — на ее поверхности поднимались пузырьки. яшка подумал, что утопил товарища, и нырнул. он нашел володю запутавшимся в траве на дне. вытащил его на берег, стал делать искусственное дыхание, трясти вниз головой. наконец изо рта утопленника хлынула вода и он пришел в себя. оба мальчика разрыдались. — как я тону-у-л! — да- — выговорил — ты уто- а мне тебя спа- спаса-а- «светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой, и только вода в омуте оставалась все такой же »
пояснительная записка
основная урока – научить жизни. можно услышать резонное замечание, что научить этому невозможно. научить, может, и нет, но в наших силах создать условия, продемонстрировать примеры и заставить задуматься: как правильно поступить в той или иной ситуации. а ситуация выбора и поиски правильного решения – это и есть проекция нашей жизни. поэтому для мастер-класса я выбрала урок внеклассного чтения в 11 классе по небольшому, но, на мой взгляд, необычайно содержательному и полемичному произведению л.с.петрушевской «страна». этот текст не входит в обязательный минимум содержания образования. но я считаю, что его целесообразно демонстрировать 11-классникам для подготовки к егэ, т.к. сюжет происходит в наше время, и проблемы эти актуальны именно сегодня.
автор этого произведения л.с.петрушевская известна детям по лингвистической сказке «пуськи бятые» из учебника начальной школы и по мультфильму «ежик в тумане», в котором она является автором сценария. также для воспитательной работы на классных часах, с целью профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, мы читаем и анализируем ее рассказ «глюк». воспитанию милосердия, отзывчивости, искренности, ответственности за свои поступки, которых так не хватает в нашей жизни, способствует рассказ «свой круг». эти рассказы позволяют задуматься о том, как не очерстветь в нашей жизни, не остаться равнодушным к людям. их можно взять и для подготовки к егэ, как привлечение аргументационного материала.
цель мастер-класса:
трансляция педагогического опыта по формированию ууд на уроке внеклассного чтения по рассказу л.петрушевской «страна.
:
личностные: воспитание нравственных качеств самосознания, ответственности, отзывчивости, сочувствия.
развивающие: совершенствовать навыки коммуникабельности.
познавательные: формирование навыков анализа текста через чтение и письмо; , формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы и создавать собственные тексты.
регулятивные: продемонстрировать связь между критическим прочтением авторского текста и созданием собственного; показать эффективность использования рассказа петрушевской в рамках воспитательной работы и подготовки к итоговой аттестации выпускников; повышение интереса к чтению произведений л.петрушевской.