Таблица " Поведение в бою Кутузова и Наполеона" План: 1) Бородинское сражение – кульминационный пункт в развитии действия романа.
2) Композиция описания сражения. Роль описания Толстым диспозиции. Почему сражение показано во многом глазами Пьера?
3) Мысли об этой войне всего народа: солдат, ополченцев, офицеров. Влияние великого завтрашнего дня на всех героев. Единство настроения всех участвовавших.
4) Мужество, героизм, патриотизм участвовавших в бою:
а) солдаты и офицеры батареи Раевского;
б) Пьер на батарее;
в) поведение князя Андрея.
5) Поведение французов.
6) Наполеон и Кутузов в битве.
7) Значение пейзажа для описания битвы.
8) Бородино – нравственная победа русских.
Заранее
Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей.
Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. "Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо —на месте не посидит... Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь".
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во впадения Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Вот как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — "Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей... Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила".
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу — в этом они видят истинное счастье.
Непрост путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня: "А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня А камень-то какой! Первый камень! " Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение к опытному мастеру. "Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему". Успех приносит тонкая ювелирная обработка простого материала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота "хрупкой веточки" передана в его изделии: "В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись".
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя: "Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее".
Историческое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история "Ермаковы лебеди" дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобы когда-то указавших богатые ископаемыми места.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов.
Несовершенство мира стало одной из проблем, поднятых А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума». Этому несовершенству пытается противостоять Чацкий.
Этот персонаж выражает передовые мысли своего времени. Он только что вернулся из-за границы и увидел отечество без изменений. Карьеризм, чинопочитание, сплетни продолжают господствовать в светском обществе.
Чацкий – обеспеченный человек, он может позволить себе не служить. Основной же причиной того, что он не служит, является не это. На фразу Фамусова «поди-ка послужи» он отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Этой фразой он намекает на то, как служит сам Фамусов и его гости. Чтобы получить должности, деньги, власть, они готовы на все: на унижения, лесть, ложь. Они служат лицам, а не делу.
Этому обществу не нужны умные образованные люди, они предпочитают бессловесных Молчалиных. Они выступают против просвещения, чтения. Ученье – чума, по их мнению. От учения и книг все беды в России. Беды скорее проистекают от ограниченности большинства людей, стоящих у власти.
Чацкий, в отличие от большинства, эрудирован, умен, начитан. Он видел жизнь людей в разных странах и считает, что в мире есть много интересного, помимо балов и светских сплетен. Он мог бы принести пользу Отечеству, но это никому не нужно. С легкой руки Тургенева таких людей стали называть лишними. Люди незаурядных , но разочарованные в жизни, они не могут реализоваться на государственной службе.
В заключение комедии Чацкий уже не смеется, он раздражен и торопится покинуть Россию. Финал открыт: вернется ли еще Чацкий, появятся ли у него единомышленники, сбудутся ли его мечты, – об этом Грибоедов предоставляет право поразмышлять читателям