Конфликт печорина с аристократической средой, к которой он принадлежал, очевиден с первых страниц романа, как очевидно его глубокое презрение к обществу, превращающему человека в нравственного калеку. «и тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. я сделался нравственным калекой…» — говорит григорий александрович княжне мери, слагая эпитафию своей полумертвой душе. духовное и интеллектуальное превосходство героя над миром, в котором он вынужден жить, выливается в форму неприятия этого мира, а самой главной чертой характера печорина становится индивидуализм и эгоизм: «моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия». эти качества, как мы убеждаемся на протяжении всего романа, не приносят герою ни счастья, ни удовлетворения. печорин честно осознает свои пороки, и его самый суровый нравственный суд обращен на себя самого: «что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая…»
Впроизведении михаила юрьевича лермонтова «мцыри» рассказывается короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. поэма ставит перед читателем вопросы о смысле существования, о жестокости рока и неизбежности, правах личности. максимов д. е. писал, что смысл поэмы лермонтова заключается в том, «чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели». образ мцыри — это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. этот юноша является образцом силы человеческого характера. в поэме всей жизни мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. сделано это совсем не случайно, поскольку именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности. мцыри страстно желает обрести свободу, он хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему, и так после всех своих приключений говорит об этом: ты хочешь знать, что делал я на воле ? жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней выла 6 печальней и мужество, отвага и необыкновенная жажда жизни мцыри раскрываются в эпизоде борьбы с барсом. герой сражается с барсом, не обращая внимания на боль, не ведая страха за свою жизнь: я ждал, схватив рогатый сук, минуты битвы: сердце вдруг зажглося жаждою борьбы. все действия и поступки мцыри — это образец несгибаемости духа и силы характера. он ищет свою родину, даже не зная, где она находится, он владеет собой в любой ситуации, не обращает ни малейшего внимания на то, что он голоден, что ему приходится спать прямо на земле. эпизод с прекрасной грузинкой, спускающейся по тропинке за водой, в очередной раз подтверждает цельность натуры юноши. мцыри одолевает страстный порыв, ему хочется идти за девушкой, но он, поборов свое желание, остается верным своей цели и продолжает нелегкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома. уже находясь в стенах монастыря и чувствуя неминуемое приближение смерти. мцыри все равно твердо убежден в том, что все сделал правильно. в доказательство того, что он не раскаялся в своем поступке, что он остался верен своим и убеждениям, герой просит, чтобы его похоронили в саду, на воле, а не в стенах этой ужасной тюрьмы. в образе мцыри, человека сильного и мужественного, можно легко угадать черты самого автора произведения м. ю. лермонтова. основная черта, объединяющая творца и его героя, — это страстное желание быть свободным, не ограничивать себя рамками условностей и догм. автор восстает против угнетения личности, вкладывает отважные слова в уста своего смелого героя, ставя тем самым извечный вопрос о правах личности.