Уг.р. державина и а.с. пушкина есть стихотворение с одинаковым названием – «памятник». однако на этом совпадения этих двух произведений не заканчиваются. оба стихотворения восходят к вольному переводу оды древнеримского поэта горация «к мельпомене», сделанному м.в. ломоносовым. больше того, по форме стихотворения державина и пушкина похожи. можно сказать, что они развиваются по единому шаблону, используют общие формулы: «я памятник себе воздвиг нерукотворный» - «я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»; «нет, весь я не умру» - «так! — весь я не умру»; «слух обо мне пройдет по всей руси великой» - «слух пройдет обо мне от белых вод до черных» и т.п. однако стихотворения этих поэтов наполнены разным идейным содержанием. так, державин представляет себя в своем «памятнике» как человека и поэта. он - не только творец, но и придворный. поэтому его будут чтить за то, что он искренне и правдиво смог беседовать с царями, смог в новой художественной форме – «дерзнул в забавном слоге» - говорить о добродетелях власть имущих: «о добродетелях фелицы возгласить». кроме того, державин ставит себе в заслугу смелость говорить о высших духовных ценностях, о боге. пушкин же в своем «памятнике» позиционирует себя, в первую очередь, как поэта, а уже через это – как гражданина и гуманного человека. уже в первых строках он подчеркивает свою близость к народу – «к нему не зарастет народная тропа». именно народная слава для него - самое ценное: «и долго буду тем любезен я народу…» что же пушкин ставит себе в заслугу? больше всего поэт ценит в своем творчестве гуманизм («чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал») и бескомпромиссное свободолюбие, оппозицию существующему строю («в мой жестокий век восславил я свободу»). таким образом, ценности пушкина стоят на шаг дальше в плане личного и гражданского развития, чем ценности державина. если художник 18 века ценит свои художественные заслуги и близость к власти, то художник 19 века ставит на первое место нравственные и общественные заслуги своей поэзии, провозглашая идеал не только поэта, но и прогрессивного человека.
первое воспоминание алёши — смерть отца. он не понимал, что отца больше нет, но в память ему врезался плач матери варвары. перед этим мальчик сильно болел, и приехала бабушка акулина ивановна каширина, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом».
бабушка нюхала табак и была вся «чёрная, мягкая», как медведица, с длинными и густыми волосами.
в день смерти отца у варвары начались преждевременные роды, ребёнок родился слабым. после похорон бабушка забрала алёшу, варвару и новорождённого в нижний новгород. ехали они на пароходе. по дороге малыш умер. бабушка, стараясь отвлечь алёшу, рассказывала сказки, которых знала великое множество.
в нижнем их встречало множество народу. алёша познакомился с дедом василием васильичем кашириным — маленьким, сухоньким старичком «с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками». с ним пришли дядья мальчика, яков и михайло, и двоюродные братья. дед алёше не понравился, он «сразу почувствовал в нём врага».
объяснение:
первое воспоминание алёши — смерть отца. он не понимал, что отца больше нет, но в память ему врезался плач матери варвары. перед этим мальчик сильно болел, и приехала бабушка акулина ивановна каширина, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом».
бабушка нюхала табак и была вся «чёрная, мягкая», как медведица, с длинными и густыми волосами.
в день смерти отца у варвары начались преждевременные роды, ребёнок родился слабым. после похорон бабушка забрала алёшу, варвару и новорождённого в нижний новгород. ехали они на пароходе. по дороге малыш умер. бабушка, стараясь отвлечь алёшу, рассказывала сказки, которых знала великое множество.
в нижнем их встречало множество народу. алёша познакомился с дедом василием васильичем кашириным — маленьким, сухоньким старичком «с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками». с ним пришли дядья мальчика, яков и михайло, и двоюродные братья. дед алёше не понравился, он «сразу почувствовал в нём врага».