Всем содержанием романа Толстой показал, что именно народ, поднявшийся на борьбу за независимость, изгнал французов и обеспечил победу. Толстой говорил, что в каждом произведении художник должен любить главную мысль, и признавался, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную». Этой мыслью освещено развитие главных событий романа. «Мысль народная» лежит и в оценке исторических лиц и всех других героев романа. Толстой в изображении Кутузова сочетает историческое величие и народную простоту. Образ великого народного полководца Кутузова занимает значительное место в романе. Единство Кутузова с народом объясняется тем «народным чувством, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». Благодаря этому душевному качеству, Кутузов и является «представителем народной войны».
Произведение «Смерть чиновника» — рассказ, поскольку оно очень небольшого объёма, в нём одна сюжетная линия, два основных героя. Рассказ имеет характер анекдота: неожиданное событие и неожиданный финал.
3. Название произведения и его смысл.
В названии «Смерть чиновника» заключается намёк на содержание текста. В этом словосочетании есть некая смысловая несовместимость понятий. В названии автор делает акцент на том, что это смерть чиновника (не человека).
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Добровольное самоуничижение «маленького человека.
Идея: «…Среди людей нужно сознавать своё достоинство».
А.П. Чехов в письме к брату Михаилу высказывался, что своё ничтожество уместно сознавать перед Богом, перед природой, красотой, но только не перед людьми. Человек должен сознавать своё достоинство среди людей.
Проблематика: Безобиден ли «маленький человек» Червяков?
Уязвлённый комплексом неполноценности мелкий чиновник становится тираном по отношению к генералу. Высокопоставленный чиновник страшится Червякова, который выводит его из равновесия. «Безобидный» Червяков в своём добровольном пресмыкательстве — оплот всей системы чинопочитания и низкопоклонства.
. Композиция произведения.
Экспозиция рассказа: Червяков блаженствует в театре.
Завязка: Червяков внезапно чихает, брызги попали генералу на лысину.
Развитие действия: Череда попыток Червякова принести извинения генералу Бризжалову.
Кульминация: Генеральский крик «пошёл вон!».
Развязка: Чиновник Червяков умер
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
В рассказе Чехов даёт героям «говорящие» фамилии. Фамилия Червяков образована от слова «червь», то есть «кольчатое животное, которое ползает, пресмыкается». Фамилия Бризжалов — от глагола брезготать («ворчать, кричать резким голосом»).
Созданию образа Червякова служат глаголы, повторяющиеся несколько раз. Среди них — глядел, чихнул, сконфузился, обрызгал, извиниться, объяснить, бормотал.
В самом начале рассказа автор задаёт иронический тон в характеристике Червякова. Делая зачин «В один прекрасный вечер», Чехов на его фоне характеризует героя — «не менее прекрасный экзекутор».
Автор интригует читателя внезапностью: «Но вдруг…». Тут же следует умозаключение о внезапностях, которыми полна жизнь. Внезапностью было не только чихание, но и весь ход событий рассказа до самой смерти чиновника.
Роман о величии русского народа.
Всем содержанием романа Толстой показал, что именно народ, поднявшийся на борьбу за независимость, изгнал французов и обеспечил победу. Толстой говорил, что в каждом произведении художник должен любить главную мысль, и признавался, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную». Этой мыслью освещено развитие главных событий романа. «Мысль народная» лежит и в оценке исторических лиц и всех других героев романа. Толстой в изображении Кутузова сочетает историческое величие и народную простоту. Образ великого народного полководца Кутузова занимает значительное место в романе. Единство Кутузова с народом объясняется тем «народным чувством, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». Благодаря этому душевному качеству, Кутузов и является «представителем народной войны».
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Произведение «Смерть чиновника» — рассказ, поскольку оно очень небольшого объёма, в нём одна сюжетная линия, два основных героя. Рассказ имеет характер анекдота: неожиданное событие и неожиданный финал.
3. Название произведения и его смысл.
В названии «Смерть чиновника» заключается намёк на содержание текста. В этом словосочетании есть некая смысловая несовместимость понятий. В названии автор делает акцент на том, что это смерть чиновника (не человека).
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Добровольное самоуничижение «маленького человека.
Идея: «…Среди людей нужно сознавать своё достоинство».
А.П. Чехов в письме к брату Михаилу высказывался, что своё ничтожество уместно сознавать перед Богом, перед природой, красотой, но только не перед людьми. Человек должен сознавать своё достоинство среди людей.
Проблематика: Безобиден ли «маленький человек» Червяков?
Уязвлённый комплексом неполноценности мелкий чиновник становится тираном по отношению к генералу. Высокопоставленный чиновник страшится Червякова, который выводит его из равновесия. «Безобидный» Червяков в своём добровольном пресмыкательстве — оплот всей системы чинопочитания и низкопоклонства.
. Композиция произведения.
Экспозиция рассказа: Червяков блаженствует в театре.
Завязка: Червяков внезапно чихает, брызги попали генералу на лысину.
Развитие действия: Череда попыток Червякова принести извинения генералу Бризжалову.
Кульминация: Генеральский крик «пошёл вон!».
Развязка: Чиновник Червяков умер
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
В рассказе Чехов даёт героям «говорящие» фамилии. Фамилия Червяков образована от слова «червь», то есть «кольчатое животное, которое ползает, пресмыкается». Фамилия Бризжалов — от глагола брезготать («ворчать, кричать резким голосом»).
Созданию образа Червякова служат глаголы, повторяющиеся несколько раз. Среди них — глядел, чихнул, сконфузился, обрызгал, извиниться, объяснить, бормотал.
В самом начале рассказа автор задаёт иронический тон в характеристике Червякова. Делая зачин «В один прекрасный вечер», Чехов на его фоне характеризует героя — «не менее прекрасный экзекутор».
Автор интригует читателя внезапностью: «Но вдруг…». Тут же следует умозаключение о внезапностях, которыми полна жизнь. Внезапностью было не только чихание, но и весь ход событий рассказа до самой смерти чиновника.