Текст 1 Материнское сердце в детках Материнская ласка нормы не знает
Без отца-полсироты, а без матери и вся сирота
Родную мать никем не заменишь
Сердце матери лучше солнца греет. Птица радуется несне, а мать деткам
Ребенок без матери - что стол без скатерти. Для матери ребенок до ста лет детёнок.
При солнце тепло. при матери добро
У детины заболит пальчик, а у матерн - сердце.
Материнский гнев, отто весенний снег и много его выпадет, да скоро тает.
Нет лучше дружка, чем родимая матушка
Всякой матери свое дитя мило
Что материнской рукой дано, то впрок пойдет
Текст 2
Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с
вопросом: кого она любит больше всех на свете? Мать молча взяла свечу, зажгла се и начала говорить.
"Вот свеча - это я! Ее огонь - моя любовь!" Затем она взяла еще одну свечу и зажгла её от своей.
"Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я дала, огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним..."
И так она зажгла столько же спечей, сколько у неё было деток, и огонь ее свечи оставался таким
же большим и тёплым...
(Притча о материнской любви
Текс: 3
в одном селе жили-были муж да жена: жили они весело, согласно, любовно: все соседи им завидовали, а добрые люди, глядюючи на них радовались. Вот хозяйка отяжелели, родила сына, да с тех Бедный мужик горевал да плакал, пуще всего о ребенке убивался как теперь выкормить,
родов и померла
возрастить сго без родной матери? Нанял какую-то старушку за ним ходить: все лучше. Только что за притча? Днем ребенок не ест, завсегда кричит, ничем его не утешишь, а наступит ночь - словно и не его, тихо и мирно спит.
OT4ero rak?- pi yMaer crapyxa.-Aa tilde i * ка я ночь не посплю, авось разведаю,
Вот в самую полночь слышит она:
кто-то отворил потихоньку двери и подошел к люльке: ребенок
затих, как будто грудь сосет
На другують опять то же. Стала она говорить про то мужику, он собрал своих сродственников и стал совет держать. Вот и
придумаши: не поспать одну ночь да подсмотреть: кто это ходит да ребенка кормит? С вечера улеглись все на полу, в головах у себя поставили зажженную свечу и покрыли се глиняным горшком.
В полночь отворилась в избу дверь, кто-то подошел к люльке - и ребенок затих. В это время один
их сродственников вдруг открыл свечу - смотрит: покойная мать в том самом платье, в каком се
схоронили, стоит на коленях, наклонясь к люльке, и кормит ребенка мертвой грудью. Только осветились
изба - она тотчас поднялась, печально взглянула на своего малютку и тихо ушла, не говоря никому ни единого слова. Все, кто ее видел, прекратились в камень, а малютку нашли мертвым.
(По русской народной сказке)
Задании:
1. Определите вид текста, его источник. Обоснуйте 2. Определите назначение текста. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых
свое мнение (устно).
нужно
использовать информацию из текстов (устно).
3. Все ли приведенные тексты можно отнести к этому виду творчества. Найдите в тексте выразительные средства, доказывающие вашу правоту (устно).
4. Придумайте названия ко 2-ому и 3-ему текстам, запишите их в тетрадь. 5. Письменно составьте вопросы к текстам 2 и 3. чтобы отразить их основное содержание.
6. Вставьте недостающие слова, запишите полученные предложения в тетрадь:
Родная
никогда своего не оставит одного и не бросит.
любовь остается с ребенком навсегда
сердце - бездонная чаша нежности, заботы, внимания, в которой сеть место для
побаи ко всем детям
позаботится о нём, с пониманием выслушает жизни.
сына и дочь поддержит в начинаниях. Для каждого
мама -это опора всей
7.
Продолжите предложение словами текста, запишите в тетрадь:
Родную мать
Деги пришли к маме Огонь ее свечи
Используя различные источники, найдите произведения по данной теме, запишите 1 - 2
примера
тетрадь
всегда своему
8.
Обоснование:
- Текст 1 представляет собой сборник материнских поговорок и выражений, которые сложились в народной культуре.
- Текст 2 является притчей, рассказывающей о материнской любви и ее неисчерпаемости.
- Текст 3 основан на русской народной сказке, которая передает образец материнского самопожертвования.
2. Назначение текста: все три текста направлены на показ и описание особенностей материнской любви и роли матери для ребенка.
Примеры жизненных ситуаций, в которых нужно использовать информацию из текстов:
- Дети, споря между собой, могут обратиться к тексту 2, чтобы понять, что мать любит каждого из них одинаково и никто не остается ненужным или нелюбимым.
- Ребенок, которого беспокоит отсутствие матери, может вспомнить выражения из текста 1 и понять, что материнская любовь всегда рядом и не подлежит замене.
- В сложных ситуациях, требующих самопожертвования, можно обратиться к примеру из текста 3 и найти вдохновление и смелость идти на подобные жертвы.
3. Все приведенные тексты можно отнести к этому виду творчества.
Найдите в тексте выразительные средства, доказывающие вашу правоту:
- Текст 1 содержит метафоры (например, "Сердце матери лучше солнца греет"), крылатые выражения (например, "Ребенок без матери - что стол без скатерти") и сравнения (например, "Материнский гнев, отто весенний снег и много его выпадет, да скоро тает").
- Текст 2 включает повторение ("Затем она взяла еще одну свечу и зажгла её от своей. Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь!") и сравнение ("Разве от того, что я дала, огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним...").
- Текст 3 использует эпитеты ("весело, согласно, любовно"), вопросительные предложения ("как теперь выкормить?"), олицетворение ("мертвая грудь") и повторение ("только осветились изба").
4. Названия для текстов 2 и 3:
- Текст 2: "Свет любви в материнской свече"
- Текст 3: "Материнская верность до конца"
5. Вопросы к текстам 2 и 3, отражающие основное содержание:
- Текст 2: Как мать показала свою любовь к детям? Какие уроки она дала им?
- Текст 3: Какая судьба постигла жену и мать после ее смерти? Какую роль она продолжила играть в жизни своего ребенка?
6. Вставка недостающих слов:
- Родная мать никогда своего не оставит одного и не бросит.
- Любовь остается с ребенком навсегда.
- Сердце - бездонная чаша нежности, заботы, внимания, в которой есть место для побаить ко всем детям.
- Мама позаботится о нем, с пониманием выслушает жизни.
- Сына и дочь поддержит в начинаниях. Для каждого мама - это опора всей семьи.
7. Продолжение предложения словами текста:
- Родную мать дети пришли к маме.
- Дети пришли к маме и поняли, что они - ее свечи.
- Огонь ее свечи остается большим и теплым.
8. Примеры произведений по данной теме:
- "Анна Каренина" Льва Толстого - рассказывает историю матери, которая столкнулась с трудностями материнства и приняла решение оставить своего ребенка.
- "Война и мир" Льва Толстого - история матерей, которые сталкиваются с разлукой с детьми из-за войны и всеми силами пытаются сохранить свои связи с ними.