ТЕКСТ ЗАДАНИЯ Определи, какой аспект эпизода из повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» раскрывает представленный тезис:
Эпизод: «– Видишь ли... это очень далеко. Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести.
Я молчал.
– Но это все равно, что сбросить старую оболочку. Тут нет ничего печального...
Я молчал.
Он немного пал духом. Но все-таки сделал еще одно усилие:
– Знаешь, будет очень славно. Я тоже стану смотреть на звезды. И все звезды будут точно старые колодцы со скрипучим воротом. И каждая даст мне напиться...
Я молчал.
– Подумай, как забавно! У тебя будет пятьсот миллионов бубенцов, а у меня – пятьсот миллионов родников...
И тут он тоже замолчал, потому что заплакал.
– Вот мы и пришли. Дай мне сделать еще шаг одному.
И он сел на песок, потому что ему стало страшно.
Потом он сказал:
– Знаешь... моя роза... я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира.
Я тоже сел, потому что у меня подкосились ноги. Он сказал:
– Ну... вот и все...».
Тезис: Данный эпизод является кульминацией повести-сказки, в которой Маленький принц принимает решение освободиться от своего тела, и подготавливает развязку – смерть героя.
место и роль эпизода в произведении
значение эпизода для дальнейшего развития событий
главные герои эпизода произведения
(Киребеевич любит Алёну Дмитриевну так, что становится при виде неё «сам не свой» , «опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие» . Готов уйти « в степи приволжские, На житьё на вольное, на казацкое» , сложить там буйную головушку. Но Кирибеевич опозорил Алёну Дмитриевну «честную, непорочную» . Калашников любит свою жену, они венчаны « в церкви Божией» по закону христианскому.) .
2.Поведение Киребеевича и Калашникова перед боем.
(Опричник идёт на бой «потешить царя нашего батюшку» . Он хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в бою не будет. Привык быть первым, в его характере проявляются спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими. Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. «Не шутку шутить, не людей смешить… вышел я на страшный бой, на последний бой» - эти слова Калашникова знаменуют превращение потешного боя в судный поединок) .
3.Закономерность победы Калашникова.
(На его стороне нравственное превосходство, ибо он оскорблён и обязан он отомстить) .
4.Нарушение христианских заповедей Калашниковым.
(«Не мсти, не убий» . Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не может не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью Калашников говорит братьям:
сами в церкви Божией
Вы за душу мою грешную». )
5. Купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни 16 века.
(Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной. )
ответ: Он считает, в людях не должно быть зла и жадности, корысти и лести. Люди должны любить и уважать, поддерживать и прощать друг друга. Читая сказку, понимаешь, что в повседневной суете погибает во взрослых людях доброта сердца, растворяется искренность, исчезает забота о будущем своей планеты. Сказка учит нас радоваться закатам и восходам, ценить сияние звёзд в небе, любоваться красотой, окружающей нас.
Сент-Экзюпери повествует нам о естественном отношении к людям и к вещам. Ведь, как известно, о людях нужно судить не по словам, а по делам.
Глазами ничего нельзя увидеть. Внешний вид подчас обманывает нас. Сказка учит нас любоваться красотой души человека.
Маленький принц учит нас слушать своё сердце, быть щедрым и открытым, отбросить равнодушие и обиды в сторону.
Экзюпери смотрит на мир глазами Маленького Принца. Слушая рассказы главного героя, следуя за ним по разным планетам, приходишь к выводу, что в этой, казалось бы, детской сказке сконцентрирован весь человеческий опыт.
Эта удивительная сказка заставляет нас улыбаться и грустить, узнавать на своих страницах себя и своих знакомых, меняться и оставаться собой, быть детьми и взрослеть.