ТЕКСТ ЗАДАНИЯ Соотнесите тропы и стилистические фигуры речи, использованные в следующих фрагментах текста
названиями.
«видел перед собой ... дорогу дома
Эпитет -
прямую как стрела; видел в небе
несчетные звезды, светившие его
как лев выступал сильно и бодро»
Сравнение
«Ну вот, обдавая его тучное тело то
дымом с искрами, то волнистым пар
Mчат его теперь, мчат со стуком и Ви
Олицетворение
а куда мчат – бог весть!»
«Жила некогда барыня»; «прислугу
держала многочисленную»
Риторическая фигура (вопрос,
обращение, восклицание)
«чуткого ночного шушуканья деревье
«край неба еще белел и слабо румяни
последним отблеском исчезавшего дн
Инверсия
«Вздымался синий, седой сумрак»
Назад
Вперед
Путешествие дает возможность лирическому герою посмотреть новые места, ощутить чувство сопричастности с другими людьми, пробуждает творческое вдохновение. Характерной особенностью поэмы является присутствие иронической интонации. «Преодолел, взошел на гору И отовсюду виден стал. Когда он всеми шумно встречен, Самим Фадеевым отмечен, Пшеном в избытке обеспечен, Друзьями в классики намечен, Почти уже увековечен», — так пишет А.Т. Твардовский о своем лирическом герое. Достигнув славы, человек не должен оторваться от реальности, от общения, от развивающейся жизни. Герой поэмы признается, что край, где нет его, ощущает как потерю. Он торопится жить, стремится везде поспеть. Путешествие в пространстве становится мощным стимулом для воспоминаний — путешествий во времени.
Первым крупным событием поездки становится встреча с Волг ой: « — Она! — И справа, недалёко, Моста не видя впереди, Мы видим плес её широкий В разрыве поля на пути». Волгу русский человек воспринимает не только как реку. Это одновременно и символ всей России, ее природных богатств и просторов. А.Т. Твардовский не раз подчеркивает это, описывая радостное волнение героя и его попутчиков при встрече с матерью русских рек. В Волгу издавна смотрятся кремлевские стены, главы и кресты соборов и обычные деревеньки. Даже растворившись в океанских водах, Волга несет в себе «земли родимой отраженье». Патриотическое чувство лирического героя переносит его в памятные военные годы, тем более что его сосед по купе воевал за эту Волгу под Сталинградом. Таким образом, любуясь видом на реку, герой поэмы восхищается не только природными красотами русской земли, но и мужеством ее защитников.
Воспоминания переносят лирического героя на его малую родину — в Загорье. Память детства характеризует жизнь в этом краю как скудную, негромкую, небогатую. Символом тяжелого, но честного и нужного людям труда в поэме становится образ кузницы, которая стала для молодого человека своеобразной «академией наук».