В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
КБД2006
КБД2006
05.11.2021 21:26 •  Литература

Тема: Драма «Гроза» в русской критике Н.А. Добролюбов Статья «Луч света в темном царстве» 1860

Современные стремления русской жизни, в самых обширных размерах, находят свое выражение в Островском, как комике, с отрицательной стороны. ... Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности с другой, - вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений, развиваемых в большей части комедий Островского; требования права, законности, уважения к человеку - вот что слышится каждому внимательному читателю из глубины этого безобразия.

Уже и в прежних пьесах Островского мы замечали, что это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название "пьес жизни", если бы это не было слишком обширно и потому не совсем определенно. Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни. Он не карает ни злодея, ни жертву; оба они жалки вам. Нередко оба смешны, но не на них непосредственно обращается чувство, возбуждаемое в вас пьесою. Вы видите, что их положение господствует над ними, и вы вините их только в том, что они не выказывают достаточно энергии для того, чтобы выйти из этого положения.

... чудное дело! - в своем непререкаемом, безответственном, темном владычестве, давая, полную свободу своим прихотям, ставя ни во что всякие законы и логику, самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь; с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров.
... "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского. В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это "что-то" и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели. ... Дело в том, что характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего осуществления в литературе, около него вертелись наши лучшие писатели; но они умели только понять его надобность и не могли уразуметь и почувствовать его сущности. ... Русская жизнь дошла наконец до того, что добродетельные и почтенные, но слабые и безличные существа не удовлетворяют общественного сознания и признаются никуда не годными. Почувствовалась неотлагаемая потребность в людях, хотя бы и менее прекрасных, но более деятельных и энергичных.
Не так понят и выражен русский сильный характер в "Грозе". Он прежде всего поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам. ... Нет, он сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны.

Задание:

1. Выпишите основные мысли

Показать ответ
Ответ:
flagmarta
flagmarta
25.09.2022 00:40

Объяснение:

Постановка цели для учащихся.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Ученики говорят, что изучать будем произведение Л.С.Петрушевской о детях).

Что вы знаете о писательнице? Какие произведения её читали?

Что хотели бы узнать?

Биографическая справка (из интернета).

Родилась 26 мая 1938 в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972- редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.

Первым опубликованным произведением автора был рассказ "Через поля", появившийся в 1972 в журнале "Аврора". С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса "Уроки музыки" (1973) была поставлена Р.Виктюком в 1979 в театре-студии ДК "Москворечье" и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983).

Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е.

Долгое время писательнице приходилось работать "в стол" - редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о "теневых сторонах жизни". Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки ("Анданте", "Квартира Коломбины"), пьесы-диалоги ("Стакан воды", "Изолированный бокс"), пьесу-монолог ("Песни XX века", давшую название сборнику ее драматургических произведений).

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: "Приключения Веры", "История Клариссы", "Дочь Ксени", "Страна", "Кто ответит?", "Мистика", "Гигиена" и многие другие. В 1990 был написан цикл "Песни восточных славян", в 1992 - повесть "Время ночь". Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: "Жил-был будильник", "Ну, мама, ну!" - "Сказки, рассказанные детям" (1993); "Маленькая волшебница", "Кукольный роман" (1996).

0,0(0 оценок)
Ответ:
laktionovapolyp0cghd
laktionovapolyp0cghd
06.11.2021 16:58
Вот держи!
Наше поколение росло в самый переломный период в истории нашей страны. В результате свобода довольно неблагоприятно отразилась на сознании, и особенно молодежи. Родители, жившие в Советском Союзе, неожиданно столкнувшись со свободой, потеряли всякую мотивацию к действию. Что уж говорить о нас? Воспитанные в такой период, мы ничему не смогли научиться у своих родителей. Что в результате? У нас отсутствуют цели и, получается, мы никуда не стремимся. Выросло очень нездоровое поколение.
"Вы - очень ужасное поколение. " Такое мнение мне приходится слышать очень часто. Так чем же наше поколение так плохо? Вопрос довольно серьезный.
Лично мне довольно сложно говорить на данную тему. Я скажу аллегорически. Представьте, ваш любимый транспорт - автомобиль на стандартном топливе. В один "счастливый" день объявили, что теперь все бензоколонки будут закрыты и все должны перейти на водородное топливо. Как вы думаете, вы лично будете этому радоваться? Мне кажется, что нет. Особенно будут злы те, кто является хозяевами бензоколонок и нефтяных фирм. Подобнейшая ситуация сложилась с нашим поколением. Те из нашего поколения, кто сможет действительно пробиться в жизни, должны произвести революцию в нашей жизни. Думаю, что этому особенно никто из старшего поколения не радуется. Осознавая свою бес они обвиняют наше поколение во всех смертных грехах, пытаются помешать. Хорошо бы, чтобы у них ничего не удалось.. . Но если нам это не удастся, есть следующее поколение. У этого поколения точно все получится.
Добавлю, что проблемы, конечно, у молодежи есть. Только не нужно расплескивать руками в полной бес а пытаться предпринять конкретные действия. И, конечно же, не стоит мешать молодежи строить будущее самим.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота