среди персонажей гоголевской поэмы «мертвые души» чичиков занимает особое место. будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников города nn но и для читателя. прошлое героя неизвестно (его биография дана не в начале повествования, а лишь в одиннадцатой главе), так же как неизвестны цели, его пребывания в городе nn. кроме того, автор лишает павла ивановича своеобразия, запоминающихся черт, собственного «лица». на фоне ярких, предельно индивидуализированных образов помещиков фигура чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. отсутствие индивидуального начала обнаруживается и в речевом поведении героя - не имея собственного «лица», он не имеет и собственного «голоса».
именно безликость и бесцветность позволяют чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют «интересы дела». превосходный психолог и блестящий имитатор, он умеет с магическим артистизмом уподобиться своему собеседнику. во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу.
горе от ума” — реалистическая комедия. грибоедов дал в ней правдивую картину жизни. в комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
главный герой комедии — александр андреевич чацкий. остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. образ чацкого — это что-то новое, несущее перемены. этот герой является выразителем передовых идей своего времени. фамусовское общество традиционно. его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. единственная страсть фамусова — это страсть к чинам и деньгам.
убеждения чацкого и фамусовского общества различны. чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. диалоги чацкого и фамусова — это борьба. в начале комедии она проявляется не так остро. фамусов даже готов уступить руку софии, но ставит при этом условия:
сказал бы я, во-первых: не блажи,
именьем, брат, не оплошно,
а, главное, поди-тка послужи.
на что чацкий отвечает:
служить бы рад, прислуживаться тошно.
но постепенно борьба превращается в битву. чацкий спорит с фамусовым по поводу образа и пути жизни. но главный герой одинок в борьбе со московского общества, в котором ему нет места.
молчалин и скалозуб — не последние представители фамусовского общества. они соперники и противники чацкого. молчалин услужлив, молчалив. он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. скалозуб показывает себя кем-то важным, деловым, значительным. но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:
среди персонажей гоголевской поэмы «мертвые души» чичиков занимает особое место. будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников города nn но и для читателя. прошлое героя неизвестно (его биография дана не в начале повествования, а лишь в одиннадцатой главе), так же как неизвестны цели, его пребывания в городе nn. кроме того, автор лишает павла ивановича своеобразия, запоминающихся черт, собственного «лица». на фоне ярких, предельно индивидуализированных образов помещиков фигура чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. отсутствие индивидуального начала обнаруживается и в речевом поведении героя - не имея собственного «лица», он не имеет и собственного «голоса».
именно безликость и бесцветность позволяют чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют «интересы дела». превосходный психолог и блестящий имитатор, он умеет с магическим артистизмом уподобиться своему собеседнику. во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу.
подробнее - на -
горе от ума” — реалистическая комедия. грибоедов дал в ней правдивую картину жизни. в комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
главный герой комедии — александр андреевич чацкий. остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. образ чацкого — это что-то новое, несущее перемены. этот герой является выразителем передовых идей своего времени. фамусовское общество традиционно. его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. единственная страсть фамусова — это страсть к чинам и деньгам.
убеждения чацкого и фамусовского общества различны. чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. диалоги чацкого и фамусова — это борьба. в начале комедии она проявляется не так остро. фамусов даже готов уступить руку софии, но ставит при этом условия:
сказал бы я, во-первых: не блажи,
именьем, брат, не оплошно,
а, главное, поди-тка послужи.
на что чацкий отвечает:
служить бы рад, прислуживаться тошно.
но постепенно борьба превращается в битву. чацкий спорит с фамусовым по поводу образа и пути жизни. но главный герой одинок в борьбе со московского общества, в котором ему нет места.
молчалин и скалозуб — не последние представители фамусовского общества. они соперники и противники чацкого. молчалин услужлив, молчалив. он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. скалозуб показывает себя кем-то важным, деловым, значительным. но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:
да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
об них как истинный философ я сужу:
мне только бы досталось в генералы.