Рациональность - одно из важнейших понятий философии морали, как и других разделов философского знания. Столь же значимо это понятие для общественных наук, особенно для политологии, социологии и психологии. Совершенно исключительное место занимает оно в психиатрии. Философы и другие исследователи всегда свободно обращались с понятием рациональности, считая его совершенно ясным и прозрачным, но в действительности оно таит в себе много смутного и неопределенного. Характерное для нашего времени пренебрежительное отношение к рациональности обусловлено, главным образом, этой неопределенностью, произволом в употреблении данного понятия. Выявление точного смысла рациональности имеет значение, конечно, не только для правильного понимания морали, однако здесь я ограничусь обсуждением лишь тех аспектов рациональности, которые так или иначе связаны с моралью. Рациональность, подобно моральности, является по преимуществу характеристикой поступков. Очень важно проводить различие между рациональными и иррациональными поступками. За иррациональными действиями стоят иррациональные убеждения и желания, то есть иррациональная личность. Далее речь 259 будет идти, главным образом, об убеждениях и желаниях, однако я кратко затрону также проблему различения рациональной и иррациональной личностей. Со времен Фрейда сохраняется мнение, согласно которому указанное различие обусловлено лишь степенью проявления одного и того же качества - рациональности. Все мы время от времени ведем себя иррационально. Но для того, чтобы признать кого-то "иррациональной личностью", необходимо, чтобы иррациональность его поступков превзошла определенную меру.
В. Астафьев "Конь с розовой гривой" За проступки детей наказывают. Этого ждал и главный герой рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой". Мальчик не набрал ягоды полный туесок, а обманул бабушку, насыпал только сверху, а снизу положил травы (так ему подсказали ребята). Если бы он тогда вспомнил, что всё тайное становится явным! Мудрая бабушка дала ему жизненный урок по-другому: посрамила его, но привезла подарок, хотя он его не заслужил - пряник в виде белого коня с розовой гривой. В своем рассказе Астафьев говорит об ответственности человека за свои проступки, о мужестве признать свою вину. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия. Герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. На обман его подтолкнули левонтьевские ребятишки. И страх наказания заставляет его всё-таки решиться на обман. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана. Для того, чтобы ребенок запомнил эту историю, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще. В конце рассказа автор вспоминает: "Сколько лет с тех пор Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и мои жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой."
Рациональность - одно из важнейших понятий философии морали, как и других разделов философского знания. Столь же значимо это понятие для общественных наук, особенно для политологии, социологии и психологии. Совершенно исключительное место занимает оно в психиатрии. Философы и другие исследователи всегда свободно обращались с понятием рациональности, считая его совершенно ясным и прозрачным, но в действительности оно таит в себе много смутного и неопределенного. Характерное для нашего времени пренебрежительное отношение к рациональности обусловлено, главным образом, этой неопределенностью, произволом в употреблении данного понятия. Выявление точного смысла рациональности имеет значение, конечно, не только для правильного понимания морали, однако здесь я ограничусь обсуждением лишь тех аспектов рациональности, которые так или иначе связаны с моралью.
Рациональность, подобно моральности, является по преимуществу характеристикой поступков. Очень важно проводить различие между рациональными и иррациональными поступками. За иррациональными действиями стоят иррациональные убеждения и желания, то есть иррациональная личность. Далее речь
259 будет идти, главным образом, об убеждениях и желаниях, однако я кратко затрону также проблему различения рациональной и иррациональной личностей. Со времен Фрейда сохраняется мнение, согласно которому указанное различие обусловлено лишь степенью проявления одного и того же качества - рациональности. Все мы время от времени ведем себя иррационально. Но для того, чтобы признать кого-то "иррациональной личностью", необходимо, чтобы иррациональность его поступков превзошла определенную меру.
За проступки детей наказывают. Этого ждал и главный герой рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой". Мальчик не набрал ягоды полный туесок, а обманул бабушку, насыпал только сверху, а снизу положил травы (так ему подсказали ребята). Если бы он тогда вспомнил, что всё тайное становится явным! Мудрая бабушка дала ему жизненный урок по-другому: посрамила его, но привезла подарок, хотя он его не заслужил - пряник в виде белого коня с розовой гривой.
В своем рассказе Астафьев говорит об ответственности человека за свои проступки, о мужестве признать свою вину. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия. Герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. На обман его подтолкнули левонтьевские ребятишки. И страх наказания заставляет его всё-таки решиться на обман. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана. Для того, чтобы ребенок запомнил эту историю, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще. В конце рассказа автор вспоминает: "Сколько лет с тех пор Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и мои жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой."