Тема: << Мораль, этика, ценности>> Задание
Прочитайте эпизод из рассказа В. Тендрякова Хлеб для собаки».
Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре...
На большой перемене я достал их и, боясь неприятной тишины, которую так трудно нарушить, слишком поспешно и неловко выкрикнул:
Кто хочет?!
-Мне шматочек, отозвался Пашка Быков, парень с нашей улицы. - И мне!.. И мне! Мне тоже!..
Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза.
-Всем не хватит!-Пашка старался оттолкнуть напиравших, но никто не отступал Мне! Мне! Корочку!..
Я отламывал всем по кусочку.
Наверное, от нетерпения, без злого умысла, кто-то подтолкнул мою руку, хлеб упал, задние, желая увидеть, что же случилось с хлебом, наперли на передних, и несколько НОГ по кускам, раздавило их.
Пахорукий!-выругал меня Пашка.
И отошел. За ним все поползли разные стороны. На окрашенном повидлом попу лежал растерзанный хлеб. Было такое ощущение, что
мы все вгорячах нечаянно убили какое-то животное.
Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как спросила не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял-она голодна тоже. - это кто ж такой сытый?
И все те, кого я хотел угостить хлебом, охотно, торжественно , со злорадством объявили
- Володька тенков сытый! Он это!..
Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом!
Ольга Станиславна начала урок
- В раз мы проходили правописание... - И замолчала. - В раз мы Она старалась не глядеть на раздавленный хлеб.-Володя Тенков, встань, подбери за собой!
Я покорно встал, не пререкаясь, подобрал хлеб, стер вырванным из тетради листком клюквенное повидло с пола. Весь класс молчал, весь класс дышал над моей головой После этого я наотрез отказался брать в школу завтраки.
Озаглавьте
Составьте сложный план
отрывка
Определите отношение автора к главным и второстепенным героям
Докажите своё мнение цитатами из текста.
О, Родина, Россия! Как много всего в этом слове. Как эти короткие слова могут заставить дрожать невидимые струны человеческой души! В этих двух словах сочетается все то, что так дорого нам: воспоминания детства, родной дом, радости и печали…
Тема Родины настолько многогранна и необъятна, что звучит, наверное, в творчестве всех поэтов. Но каждый по-разному видит ее, вкладывает в это понятие частичку себя. Потому-то и звучит у каждого по-разному.
Творчество Александра Александровича Блока и его вклад в советскую литературу по достоинству оценены читателями, историками, культурологами. На первый план тема Родины выдвигается Блоком в период первой русской революции – 1905 году. Переживая подъемы и спады революционной волны, Блок рисует не столько пейзажи и природу России, сколько рассуждает на тему исторического пути страны, предстоящих перемен. 1905 год поэт, как и многие его соратники, принял воодушевленно – с надеждой на предстоящие перемены, на возможность обновления старых порядков и повороте к лучшему…
Образ родины у Блока проявляется постепенно, меняясь от одного к другому. Неизменным остается лишь одно – любовь к родному дому. Поэт в своих стихотворениях видит себя частью России, Руси, порой обращается к ней как к живой:
Русь моя, жизнь моя,
Вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да Тюрьма!
В стихотворениях, посвященных Родине Блок создает своеобразный образ Родины – образ русской женщины. Но она немного иная, не та, которую рисовали поэты ранее. Это не образ матери, а скорее образ подруги, возлюбленной, «светлой жены». У России, как и у русской женщины один путь – путь смирения и терпения. Она сильна духом, она выдержит все испытания, которые принесет ей жизнь, с гордо поднятой головой встретит тяготы и невзгоды:
Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты.
Наблюдая подъемы и спады революции в России, Блок чувствует сильнейшую потребность приобщения к народу, Родине, ее истории. Полный сочувствия к нищему, многострадальному народу России он пишет следующие строки:
О, нищая моя страна
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
«Россия, нищая Россия», - так Блок обращается к ней. В его словах нет презрения, нет отчаяния. Он обращается к ней, к такой какая она есть – к его Родине. Какая бы она ни была, нищая, грязная, она все равно его Отчизна, его гордость.
Подходит 1917 год. Этот переломный для России год Блок встречает с новыми надеждами, встает под знамена революции и пишет свое последнее крупное произведение – поэму «Двенадцать», полностью посвященную революции в России. Именно она и вдохновила его на создание поэмы. Здесь образ Родины претерпевает большие изменения. В романтических пожарах и метелях прорисовывается образ новой, освобожденной революцией России. Сама же революция у Блока – «мировой пожар», в пламени которого должен сгореть без остатка «старый» мир. Но поэт услышал лишь одну «музыку» - музыку разрушения старого, прогнившего мира с его барынями и буржуями. Но и созидающее начало социалистической революции не получило своего воплащения в героях поэмы – красноармейцах, которые идут «раздувать мировой пожар», но более чем «грабить етажи» их не хватило. Вот они, лица нового порядка в стране – незрячие и духовно, и физически:
И вьюга слепит им очи
Дни и ночи напролет.
Вот такой предстает Россия в глазах Блока – разделенной на два лагеря, непримиримых и жестоких врагах. Нет больше одного целого, которое называли домом, Отчизной. Новые власти разделили ее на две части и окрасили цветами – белые и красные…
Блоковская Россия – это и необъятные русские дали, и бесконечные дороги, и кровавые закаты, и пожар войны. Видя бедствия народа и его чаяния, тяжелое положение страны, перенесшей первую мировую войну, затем революцию 1917 года, еще одну войну – только теперь гражданскую, Блок запечатлел целую эпоху в своих произведениях. И действительно, перечитывая высказывание В. М. Жирмунского, заданного как тема сочинения, приходишь к одному выводу: любить свою Родину, сопереживать ей, как живой может не каждый. Отвлеченно, мы все высказываемся за единение с ней, любовь к ней, но нести в сердце истинную веру в нее, к сожалению, не можем или разучились…
Объяснение:
Не знаю так или нет но писала долго
метафора (на заре моих дней; пять лет пронеслось)
олицетворение (степь повторяла; сердце лепечет)
эпитеты (розовый час, сладкая песня, божественных глаз),
сравнения (как сладкую песню отчизны моей).
Лермонтов использует рефрен "Люблю я Кавказ!",
усиленный восклицанием, для выражения своего восхищения
красотой этого удивительно прекрасного края.
Введение в стихотворение обращений
("Я счастлив был с вами, ущелия гор","О южные горы!")
свидетельствуют о подлинной любви поэта к Кавказу.
Использование инверсии ("отчизны моей","люблю я",
"розовый вечера час") усиливает выразительность
стихотворения.