Тема: М.А.Булгаков. "Мастер и Маргарита".
Вопросы:
1. Почему поэму надо переделать?
2.Почему Берлиозу смерть, Бездомному больница, а не наоборот?
3.Почему Иван гоняется за котом и Коровьевым?
4.Почему не может догнать?
5. Почему Ивана схватили и отправили в больницу?
6.Что делает Воланд на представлении в Варьете? Что он говорит о людях?
7.Почему именно Маргарита должна быть королевой на балу? Почему она соглашается?
противостояние печорина и грушницкого показано в главе "княжна мери". повесть ведется от лица печорина. он склонен к анализу ситуаций, людей и самого себя, поэтому его рассказ в большей или меньшей степени можно считать объективным. он умеет подмечать в людях характерные черты и в двух-трех словах передать их. но при этом безжалостно высмеиваются все недостатки и изъяны.
встречаются оба героя как старые приятели.
печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры) . при этом он видит грушницкого насквозь, и смеется над ним. а тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей (в первую очередь - себя самого) . тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.
они почти одновременно увидели княжну мери в первый раз. с этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. вечный же враг печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.
поведение обоих героев в отношении княжны мери не вызывает особой симпатии. грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы, чтобы они испытывали. он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в романтическом ореоле. но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть, он несколько преувеличивает его.
с другой стороны - печорин - человек здравомыслящий, изучивший женщин, к тому же циник. он забавляется с мери. ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений грушницкого и княжны. печорин, в отличие от грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. обольстить княжну мери для него не составляло труда, стоило только казаться непонятным и таинственным и быть дерзким.
печорин ведет двойную игру. он возобновил свои отношения с верой. эта женщина, несомненно, сильнее и жестче, чем княжна мери. но любовь к печорину сломала и ее. она готова растоптать свою гордость, репутацию. она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. и все равно стремится к нему, потому что иначе не может. вера способна на куда более сильные чувства, чем мери. ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом.
грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. он слишком мягкотел и не обладает яркими чертами характера. он не смог заставить мери полюбить себя. ему не хватает напористости и самоиронии. его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление. но речи начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы.
чем больше княжна увлекается печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком) , тем шире становит-. ся пропасть между ним и грушницким. обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. пророчество печорина, что они когда-нибудь "столкнутся на узкой дороге", начинает сбываться.
дуэль - это развязка отношений двух героев. она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.
в день дуэли печорин испытывает холодную злобу. его пытались обмануть, а он этого простить не может. грушницкий же, напротив, нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. он вел себя в последнее время недостойно, распуская про печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете.
впервые мы видим запорожскую сечь глазами остапа и андрия, сыновей тараса бульбы. сначала — предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, « одевало и кормило сечь, умевшую только гулять да палить из ружей» . потом — сама запорожская сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. в каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар. несмотря на это все казаки подчинялись кошевому — атаману, «который выбирался из своих же запорожских казаков» . все важные вопросы решали сообща, на общем собрании.
прием в сечь был прост — надо было сказать: «верую в христа, в святую троицу» и перекреститься. на сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели.
законов на сечи было мало, но они были слишком жестокими. если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. каждый, проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной. это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал. не платившего должника привязывали к пушке. он сидел там до тех пор, пока кто-нибудь из друзей не выкупал его. но больше, чем воров и должников, на сечи не любили убийц. за убийство кара была жесточайшая: «вырыли яму, пустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб с убиенным. потом обоих засыпали землей» .
каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое отечество. тарас бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «нет уз святее товарищества» . сам он именно так считал. поэтому и убил своего сына андрия, когда узнал, что тот предал товарищей и отечество.
казаки всему учились сами, «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв» . главным занятием запорожцев была война. «победить или погибнуть» — таков девиз казаков, который они писали на своем оружии.
и все же, мне кажется, что никакие заслуги не могут оправдать жестокости казаков к своим же соплеменникам и к людям иной веры. хотя и запорожцев никто не щадил: вспомним страшную казнь остапа и тараса бульбы.
запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа.