Тема маленького человека» (9 класс) Прочитайте отрывок из письма Макара Девушкина из романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
Матушка, Варвара Алексеевна!
Рады вы, маточка, что бог вам случай послал в свою очередь за добро добром отслужить и меня отблагодарить. Я этому верю, Варенька, и в доброту ангельского сердечка вашего верю, и не в укор вам говорю, — только не попрекайте меня, как тогда, что я на старости лет замотался. Ну, уж был грех такой, что ж делать! — если уж хотите непременно, чтобы тут грех какой был; только вот от вас-то, дружочек мой, слушать такое мне многого стоит! А вы на меня не сердитесь, что я это говорю; у меня в груди-то, маточка, всё изныло. Бедные люди капризны, — это уж так от природы устроено. Я это и прежде чувствовал, а теперь еще больше почувствовал. Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову, — дескать, не про него ли там что говорят? Что вот, дескать, что же он такой неказистый? что бы он такое именно чувствовал? что вот, например, каков он будет с этого боку, каков будет с того боку? И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши! Да и в присутствии-то я сегодня сидел таким медвежонком, таким воробьем ощипанным, что чуть сам за себя со стыда не сгорел. Стыдненько мне было, Варенька! Да уж натурально робеешь, когда сквозь одежду голые локти светятся да пуговки на ниточках мотаются. А у меня, как нарочно, всё это было в таком беспорядке! Поневоле упадаешь духом.
Задания
1. Запишите одним предложением тему данного письма ( ).
2. Выпишите из письма 4-5 слов, имеющих суффиксы с уменьшительно- ласкательным значением. Объясните, как употребление подобных слов характеризует Девушкина ( ).
3. Укажите средства речевой выразительности в тексте письма (не менее трех). Объясните важность их использования в тексте письма.( ).
4. Напишите синквейн на тему «Девушкин», опираясь на содержание письма ( ).
Критерии оценивания синквейна:
1) Соблюдение структуры синквейна –
2) Оригинальность –
3) Соответствие тексту романа –
Когда мальчик очнулся он увидел, что около него лежат угли, он сразу понял в чем делу и пошел к местному колдуну. Тот сказал что этот мальчик заколдован и волшебник мог расколдовать мальчика, но для этого он разжёг огонь и кинул туда угли. Через пару минут из огня вышел мальчик тот самый огненый мальчик, но он был грустен так как он так и не стал настоящим. Тогда волшебник сказал если жители деревни пожелают всем сердцем, то все получится. Маленький мальчик рассказал всем жителям, как огонек его и все жители пожаели огонька и решили ему. Все жители деревни верили и знали что вместе они непобедимы. И вдруг огонек начал понемногу тускнеть, его огненые волосы стали понемногу угасать и тут перед жителями появился обычный мальчик. Все жили дружно и счастливо.
**КОНЕЦ**
Но Фея Огня увидела,что мальчик-огонек пожертвовал собой ради но все равно ничем не могла Наступила ночь,друзья мал.-огон.собрались на берегу у потухших углей оплакивая его.Фея стояла поодаль,наблюдая за ними.Тут они увидели что из горстки углей начал пробиваться тонкий луч света,он становился все ярче и ярче пока не начал приобретать силуэт погибшего Огонька.Фея увидела это и подошла к мальчишкам сидевшим на берегу и с удивлением смотревшим на полупризрачный силуэт своего друга.
Фея улыбнулась и сказала:
-Бросившись в воду ты своего друга в первую очередь думая о нем и забыв о себе.Ты погас,но твое сердце,твоя душа остались жить и возродились вновь.Твое самопожертвование вознаградится и ты станешь теперь настоящим мальчиком и вода отныне тебе будет не страшна.
Фея взмахнула рукой и мягкое сияние окутало силуэт погибшего и саму фею.Когда же оно рассеялось то Феи уже не было а мальчик-огонек стоял перед своим друзьями живой.Но огнем он уже не был:он был человеком!