Тема: Особенности развития литературы
1930 — начала 1940-х годов.
1)Расскажите о складывавшемся в 1930-с гг. морально-психологическом климате в советском обществе. Какой желали видеть жизненную правду пришедшие к власти?
2)Почему литераторы стремятся воплотить в своих книгах «светлое будущее» и не замечают трагедии настоящего? Как правдивое изображение действительной жизни могло отразиться на личной судьбе писателя?
3)Почему люди, облечённые властью, и официальная советская критика утверждали, что советская литература имеет «колоссальное воспитательное значение»? Справлялась ли она со своими воспитательными задачами?
4)В чём заключаются принципы социалистического реализма как художественного метода?
5)Как вы понимаете выражение «социальный заказ»? Каким требованиям должны были удовлетворять произведения, вызванные к жизни «социальным заказом»?
6)Почему в 30-е гг. XX в. одной из основных тем в литературе становится воспевание трудовых свершений периода индустриализации? Каким изображается положительный герой подобных произведений?
7)Произведения о рабочем классе насыщены пафосом труда во имя «светлого будущего». Докажите это на примере одного из произведений (по вашему выбору).
8)Как преподносится в литературе коллективизация? Почему в произведениях о деревне говорится об «успехах» в её социалистическом преобразовании и ничего нет о трагедии, которую переживает крестьянство сделать литературу, до 16:00 надо сдать, буду благодарен, )
У Атоса, Портоса, Аромиса и Д'Артаньяна-дружба была одной из главных ценностей.
Алойзий Магорыч воспользовался дружбой и доверием Мастера для получения собственной выгоды(квартиры).
3. Чичиков выбрал целью жизни достежение материального блага любыми так завещал ему отец.
А Пете Гриневу отец завещал :" Ьереги честь с молоду", и он выбирал свой жизненный путь, опираясь на наставление.
Печерин познает себя - в этом его путь, в поиске цели жизни.
Разгони чем-нибудь мою скуку(эпитет)!
Песню, что ли, приятель (обращение), запой
Про рекрутский набор и разлуку (эпитет);
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи,-
Буду, братец(обращение), за все благодарен.
«Самому мне невесело, барин (обращение):
Сокрушила(эпитет) злодейка(эпитет) жена!..
Слышь ты, смолоду (эпитет), сударь (обращение), она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста (слова для передачи народного колорита, устаревшие), шить и вязать,
На варгане играть1 и читать —
Всем дворянским(эпитет) манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы(эпитет) наши,
А, примерно представить (особенность разговорн речи того времени), в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный2 (эпитет)имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной(эпитет),
И не то что наш брат крепостной,
Тоись (устар слово), сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись(устар разг.сл) был,
Баит (устарев разговор слов)кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил (поговорка):
Не нужна-ста в дворянстве холопка (эпитет)!
Вышла замуж господская(эпитет) дочь,
Да и в Питер… А справивши(устар сл ) свадьбу,
Сам-ат,(особен разгов. того времени) слышь ты, вернулся в усадьбу(эпитет),
Захворал(устар разговорн сл) и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу(метафора),
Сиротинкой(эпитет) оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души3
И с запашки(устар сл) ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила( устар разговор. сл) ему
В чем-нибудь али (разговорн.) напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно,-
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!(эпитет)
Взвыла(эпитет) девка — крутенько пришло:
Белоручка(эпитет), вишь(устар разговорн) ты, белоличка(эпитет)!
Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло4(устар ) — да на ней и женили…
Тоись(устар разговор. в значениии то есть), сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый(эпи тет)…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать(поговорка), чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось(поговорка)
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда5(устаревш в значен иногда) жалко подчас… да куды!-
Не утешишь ее и обновкой(эпитет):
То натерли ей ногу коты(устаревш)6,
То, слышь, ей в сарафане неловко(эпитет).
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…(срапвнение)
(Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая! - погубили, потому что сделали непри к обычной жизни крепостной крестьянки)
На какой-то патрет(устарев) все глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит(эпитет),
Что погубит(эпитет) она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка(эпитет), каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна(сравнение),
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна (метафора преувеличение)—
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной(эпитет) работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную(эпитет) руку…»
— Ну, довольно, ямщик! Разогнал(эпитет)
Ты мою неотвязную (эпитет)скуку!..
В стихотворении много устаревших разговорных слов, поговорок, чтоб передать народный колорит той эпохи, речь простого крепостного.
Само стихотворение это диалог, поэтому в нем много обращений и слов "понимаешь"чтоб проверить внимательно ли слушает собеседник.