Тема: Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов(составить план) Изменение общественно-политической ситуации в стране после 1953 г. Роль ХХ съезда КПСС (1956 г.) в развитии культуры. Поколение «шестидесятников» и его роль в истории литературы 2-й половины ХХ в. Обращение литературы к запретным темам. Роль А.Твардовского и журнала «Новый мир» в 1960-е гг. Возникновение основных литературных течений 1960-70-х гг. Возрождение эксперимента в поэзии. Двойственный характер «оттепели»: ослабление цензуры, идеологических и эстетических запретов и административное вмешательство государства в литературный процесс (травля Б.Пастернака, закрытие прогрессивных литературных сборников, судебные процессы над И.Бродским, А.Синявским, Ю.Даниэлем и т.д.).
Усложнение представлений о характере становления и развития советского общества. Отказ от нормативности, теории бесконфликтности, утверждение исследовательского характера литературы. Путь производственного романа от «Ясного берега» В. Пановой к «Искателям» Д. Гранина и «Битве в пути» Г. Николаевой. Переоценка исторического пути страны в повестях П. Нилина «Жестокость» и «Испытательный срок», в «Сентиментальном романе» В. Пановой, «Живых и мертвых» К. Симонова, повести «На Иртыше» С. Залыгина.
Новые тенденции в изображении войны: усиление реальной достоверности, трагизма, тема «университетов войны». Внимание к нравственным коллизиям, к психологии человека на войне. Повести Ю.Бондарева, Г.Бакланова, К.Воробьева, В.Богомолова. Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба»: эпический охват изображаемого, философия истории, судьбы народов и отдельных людей. История публикации произведения.
Деревенская» проза.
Генезис деревенской темы. Роль социологической литературы 50-х гг. (В.Овечкин, Е.Дорош, В.Тендряков и др.) о колхозной деревне в становлении «деревенской» прозы 1960-70-х гг. Значение рассказа А.Солженицына «Матренин двор» в развитии «деревенской» прозы. Социальная, нравственная, культурная, экологическая проблематика произведений писателей-деревенщиков. Характеры и конфликты. Судьбы русского крестьянства в ХХ в. Обращение к трагедии коллективизации.
Творчество В.Белова, Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Распутина, С.Залыгина, Б.Можаева. Эволюция творчества В.Шукшина. Социально-философские обобщения и исследование психологии современного человека в поздней «деревенской» прозе.
«Проза поэта».История создания и публикации. Особенности жанровой природы, поэтики произведения. Соотношение прозы и поэзии в романе. Судьбы русской интеллигенции и русской культуры в ХХ в. Тема «личность и государство». Религиозно-философский уровень произведения. Евангельские мотивы. Тема Христа и Гамлета.
Литературное развитие 1980 — 2000-х гг. Особенности прозы.
Изменение общественно-политического положения в стране: перестройка (1985 — 1991 гг.), распад СССР и возникновение нового государства (с 1992 г.). Публикация «задержанных» произведений антисталинского направления (А.Бек, А.Рыбаков, В.Дудинцев и др.). Возвращение литературы запрещенной, подпольной, эмигрантской. Формирование «другой» истории русской литературы ХХ в
Что узнали мы о медведе?
2часть
- Зачем рассказчик отправился на то место, где водилось много медведей?
- Как вёл себя рассказчик, выслеживая медведя?
Почему же ему не удалось встретить медведя?
4-5-й части
- Что значит "вымахнул" из тайги?
- Кто же оказался терпеливее-человек или медведь?
6часть
- Почему Михаил Пришвин начал и закончил свой рассказ похожими строчками? (Случай с героем рассказа лишний раз подтвердил эту мысль)
Итоговые вопросы
- Согласны ли вы с утверждением М. Пришвина, что у зверей есть характер? Какой характер был у медведя?
- Какое впечатление оставил у вас этот рассказ?
- Как вы думаете, почему М. Пришвин решил рассказать нам эту историю?
Пригласил нас на обед...
Мы не знали, что сказать.
Ну, и стали убегать.
Людоед, конечно, добрый...
Мы ведь думали - он злой.
Сели мы на поезд скорый
Все довольные собой.
Больше нет у нас тревоги,
Дома и в тепле сидим.
Но не милостивы боги!..
Объяснение дадим:
Мы себе в почтовый ящик
Заглянули. Ну и вдруг...
Видим - нам принёс посланник
Письмецо. У нас испуг.
А письмо от людоеда
Он в письме нам говорит:
"Не хотите отобедать?
Ну и ладно!" - говорит.
Отлегло у нас от сердца,
Тепло стало на душе.
Мы испуг заели перцем
Успокоились уже.
А, еще мы к людоеду
Приходили на обед.
Приходили-приходили...
Людоеда дома нет! ;)
Как-то так)