Тема полемики «Помни имя свое!» «Человек без памяти
поставленный перед необходимостью заново
определить свое место в мире, человек,
лишенный исторического опыта
своего народа и других народов,
оказывается вне исторической перспективы
и жить только сегодняшним днем».
(Чингиз Айтматов)
Примерные вопросы:
Почему человек, лишенный исторической памяти, становится марионеткой, рабом
навязанных ему понятий и представлений?
Можно ли манкурта назвать человеком?
Может ли человек жить без памяти?
Какую роль играет история в жизни человека?
Чем «манкуртизм» опасен для человечества?
Прочитайте легенду о манкурте из книги Чингиза Айтматова " Буранный полустанок "
Едигей настоял на том, чтобы хоронили покойного на далёком родовом кладбище
Ана-Бейит. У кладбища была своя история. Предание гласило, что жуаньжуаны,
захватившие Сары-Озеки в века, уничтожали память пленных страшной
пыткой: надеванием на голову шири — куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая
под солнцем, шири стискивал голову раба подобно стальному обручу, и несчастный
лишался рассудка, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, откуда, не помнил
отца и матери, — словом, не осознавал себя человеком. Он не помышлял о бегстве,
выполнял наиболее грязную, тяжёлую работу и, как собака, признавал лишь хозяина.
Одна женщина по имени Найман-Ана нашла своего сына, превращённого в
манкурта. Он пас хозяйский скот. Не узнал её, не помнил своего имени, имени своего
отца... «Вспомни, как тебя зовут, — умоляла мать. — Твоё имя Жоламан».
Пока они разговаривали, женщину заметили жуаньжуаны. Она успела скрыться, но
пастуху они сказали, что эта женщина приехала, чтобы отпарить ему голову (при этих
словах раб побледнел — для манкурта не бывает угрозы страшнее). Парню оставили лук
и стрелы.
Найман-Ана возвращалась к сыну с мыслью убедить его бежать. Озираясь, искала...
Удар стрелы был смертельным. Но когда мать стала падать с верблюдицы, прежде упал
её белый платок, превратился в птицу и полетел с криком: «Вспомни, чей ты? Твой отец
Доненбай!» То место, где была похоронена Найман-Ана, стало называться кладбищем
Ана-Бейит — Материнским упокоем...
Задание
1. Выразите свое согласие/несогласие со словами Ч. Айтматова (эпиграф);
2. Определите, какая проблема поднимается в легенде;
3. Определите свою позицию по отношению к теме полемики, выразите свое мнение;
4. Сформулируйте тезисы;
5. Подберите аргументы к своим тезисам из произведения «Буранный полустанок» или
из других источников (из реальной жизни);
6. Предложите свое решение проблемы, которая поднимает Ч. Айтматов.
Класс заволновался, но Харлампий Диогенович приподнял брови, и все притихли. Он положил в карман свой блокнотик, закрыл журнал и уступил место докторше. Сам он присел рядом за парту. Оп казался грустным и немного обиженным.
Доктор и девчонка раскрыли свои чемоданчики и стали раскладывать на столе баночки, бутылочки и враждебно сверкающие инструменты.
- Ну, кто из вас самый смелый? - сказала докторша, хищно высосав лекарство иглой и теперь держа эту иглу острием кверху, чтобы лекарство не вылилось.
Она это сказала весело, но никто не улыбнулся, все смотрели на иглу.
- Будем вызывать по списку, - сказал Харлампий Диогенович, - потому что здесь сплошные герои. Он раскрыл журнал.
- Авдеенко, - сказал Харлампий Диогенович и поднял голову.
Класс нервно засмеялся. Докторша тоже улыбнулась, хотя и не понимала, почему мы смеемся.
Авдеенко подошел к столу, длинный, нескладный, и по липу его было видно, что он так и не решил, что лучше, получить двойку или идти первым на укол.
Он заголил рубаху и теперь стоял спиной к докторше, все такой же нескладный и не решивший, что же лучше. И потом, когда укол сделали, он не обрадовался, хотя теперь весь класс ему завидовал.
Алик Комаров все больше и больше бледнел. Подходила его очередь. И хотя он продолжал держать свои руки на промокашке, видно, это ему не
Я старался как-нибудь его расхрабрить, но ничего не получалось. С каждой минутой он делался все строже и бледней. Он не отрываясь смотрел на докторскую иглу.