Мальчик слит с природой, он «как зверек» , у него неукротимая энергия, которая бьет ключом:
Бегу, бросая камешки, И песню громкую пою Про удаль раннюю мою.
Эпитеты «алый блеск» , «темно-голубая волна» подчеркивают полноту восприятия жизни. Спокойная Волга спустя годы не изменилась:
...но ты светла И величава, как была.
И вдруг все разом изменилось. Мальчик увидел бурлаков. Их «мерный похоронный крик» , стоны и жалобы навсегда оставили след в душе и памяти подростка:
О горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!
Трагизм положения в том, что эта же картина повторяется спустя много лет. Навсегда в его памяти остались картины нечеловеческого труда волжских бурлаков, которые волоком тянули по песчаным отмелям груженные товаром баржи:
Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки.
Психологическая характеристика бурлака в стихотворении «На Волге» безрадостна: «Угрюмый, тихий и больной» , «спокойно-безнадежный взор» , «унылый, сумрачный бурлак» и т. д годы, и герой стихотворения снова на волжском берегу видит прежних измученных бурлаков:
Все ту же песню ты поешь, Все ту же лямку ты несешь, В чертах усталого лица Все та ж покорность без конца.
Теперь эта вечная покорность судьбе вызывает уже не только сострадание, но и возмущение, чувство протеста. Потому-то, обращаясь к бурлаку, поэт восклицает:
Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?
В этих словах — и призыв, и лозунг, выражающий мечту лучших людей о пробуждении народа. Иллюстрацией к этому стихотворению может служить картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» . Сам Репин говорил о том, что написал картину по своим собственным впечатлениям от увиденного. Он признавался, что никогда не читал до этого стихотворение Некрасова. Но посмотрите, как похожи бурлаки у И. Е. Репина на некрасовских. О картине можно говорить, цитируя стихотворение. Обращает внимание, что в картине нет главного действующего лица, акцент перенесен на всю группу, где отдельные фигуры выделяются позой, жестом. Бессильно опущенные руки, жесты их, напряженные ноги передают непосильность этого труда. Они обессилены, последний еле-еле передвигает ноги, кажется, это он го ворит:
А кабы к утру умереть — Так лучше было бы еще.
Композиция замечательна своей безыскусственностью и силой чувств, воспринимается как подлинная народная драма, как символ скорби и страдания народа. Глубоко впечатляет образ реки, застывшая, неподвижная вода, песок, который заметает следы на этих берегах, Где ты шагаешь под ярмом Не краше узника в цепях. Покорность и полная безнадежность на лицах бурлаков, в их позах. Их стон так и слышится над рекой. Два человека — один поэт, другой художник, показав тяжелое, бесправное положение народа, возмущаются его инертностью
Добро Верная указка - не кулак, а ласка. (русская пословица) Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. (башкирская пословица) Ухаживай за деревом в молодости - в старости оно окажет тебе поддержку. (вьетнамская пословица) Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб. (персидская пословица)
Дружба Дерево держится корнями, а человек - друзьями. (русская пословица) Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица) Один друг лучше ста священников. (французская пословица) Одна пчела лучше пригоршни мух. (испанская пословица) Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних. (арабская пословица)
Труд Уменье и труд все перетрут. (русская пословица) Ничего не делая, учишься делать плохо. (итальянская пословица) Малый топор может срубить большое дерево. (албанская пословица) В иных руках и горсть пыли в золото превращается. (бенгальская пословица) Начинай взбираться вверх снизу. (японская пословица)
Учение Человек неученый - что топор неточеный. (русская пословица) Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (персидская пословица) В науку нет коротких путей. (японская пословица) Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. (вьетнамская пословица) Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (таджикская пословица)
Зло Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит. (русская пословица) Не рой другому яму - сам в нее ввалишься. (русская пословица) Если человека ужалила змея, значит он кого-то обидел. (индейская пословица) Не всегда молния ударяет там, где она сверкает. (немецкая пословица) Собаки, которые не находят кого укусить, кусают друг друга. (испанская пословица)
Любил ли кто тебя, как я!
Мальчик слит с природой, он «как зверек» , у него неукротимая энергия, которая бьет ключом:
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою.
Эпитеты «алый блеск» , «темно-голубая волна» подчеркивают полноту восприятия жизни. Спокойная Волга спустя годы не изменилась:
...но ты светла
И величава, как была.
И вдруг все разом изменилось. Мальчик увидел бурлаков. Их «мерный похоронный крик» , стоны и жалобы навсегда оставили след в душе и памяти подростка:
О горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!
Трагизм положения в том, что эта же картина повторяется спустя много лет. Навсегда в его памяти остались картины нечеловеческого труда волжских бурлаков, которые волоком тянули по песчаным отмелям груженные товаром баржи:
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки.
Психологическая характеристика бурлака в стихотворении «На Волге» безрадостна: «Угрюмый, тихий и больной» , «спокойно-безнадежный взор» , «унылый, сумрачный бурлак» и т. д годы, и герой стихотворения снова на волжском берегу видит прежних измученных бурлаков:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Теперь эта вечная покорность судьбе вызывает уже не только сострадание, но и возмущение, чувство протеста. Потому-то, обращаясь к бурлаку, поэт восклицает:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
В этих словах — и призыв, и лозунг, выражающий мечту лучших людей о пробуждении народа. Иллюстрацией к этому стихотворению может служить картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» . Сам Репин говорил о том, что написал картину по своим собственным впечатлениям от увиденного. Он признавался, что никогда не читал до этого стихотворение Некрасова. Но посмотрите, как похожи бурлаки у И. Е. Репина на некрасовских. О картине можно говорить, цитируя стихотворение. Обращает внимание, что в картине нет главного действующего лица, акцент перенесен на всю группу, где отдельные фигуры выделяются позой, жестом. Бессильно опущенные руки, жесты их, напряженные ноги передают непосильность этого труда. Они обессилены, последний еле-еле передвигает ноги, кажется, это он го ворит:
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще.
Композиция замечательна своей безыскусственностью и силой чувств, воспринимается как подлинная народная драма, как символ скорби и страдания народа. Глубоко впечатляет образ реки, застывшая, неподвижная вода, песок, который заметает следы на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях.
Покорность и полная безнадежность на лицах бурлаков, в их позах. Их стон так и слышится над рекой. Два человека — один поэт, другой художник, показав тяжелое, бесправное положение народа, возмущаются его инертностью
Верная указка - не кулак, а ласка. (русская пословица)
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. (башкирская пословица)
Ухаживай за деревом в молодости - в старости оно окажет тебе поддержку. (вьетнамская пословица)
Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб. (персидская пословица)
Дружба
Дерево держится корнями, а человек - друзьями. (русская пословица)
Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)
Один друг лучше ста священников. (французская пословица)
Одна пчела лучше пригоршни мух. (испанская пословица)
Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних. (арабская пословица)
Труд
Уменье и труд все перетрут. (русская пословица)
Ничего не делая, учишься делать плохо. (итальянская пословица)
Малый топор может срубить большое дерево. (албанская пословица)
В иных руках и горсть пыли в золото превращается. (бенгальская пословица)
Начинай взбираться вверх снизу. (японская пословица)
Учение
Человек неученый - что топор неточеный. (русская пословица)
Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (персидская пословица)
В науку нет коротких путей. (японская пословица)
Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. (вьетнамская пословица)
Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (таджикская пословица)
Зло
Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит. (русская пословица)
Не рой другому яму - сам в нее ввалишься. (русская пословица)
Если человека ужалила змея, значит он кого-то обидел. (индейская пословица)
Не всегда молния ударяет там, где она сверкает. (немецкая пословица)
Собаки, которые не находят кого укусить, кусают друг друга. (испанская пословица)