Тема урока: А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество
Александр Трифонович Твардовский ( 1910 – 1971) – одни из самых ярких и противоречивых фигур в русской литературе. Сын раскулаченного и сосланного крестьянина, он в годы массовых репрессий стал одним из первых в советской поэзии, создал произведения, ставшие классикой социалистического реализма через две войны (Финскую и Великую Отечественную) военным корреспондентом, а в годы «оттепели» резко критиковал советскую власть (поэма «Теркин на том свете»), стал лидером оппозиции застойному режиму. Будучи главным редактором журнала «Новый мир», сделал журнал проводником демократических идей, добился публикации рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича», вызвавшего мощный резонанс не только в стране, но и в мире.
Вся жизнь Твардовского – постоянный и мучительный путь к правде, «как бы ни была горька» эта правда.
Это был внутренне противоречивый, но честный перед собой и читателями писатель. Одни из главных эстетических принципов поэта – народность. (Народность – связь литературы с народом, выражение в литературе интересов, психологии народа, обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами народа).
Произведения Твардовского – стихотворения, поэмы – народны, потому что они являются поэтическими свидетельствами истории народа. В них отражены все дальнейшие события страны, происходившие на глазах поэта: коллективизация – в «Стране Муравия», Великая Отечественная война – в «Василии Теркине», «оттепель» - в поэме «За далью – даль», разоблачение сталинизма – в поэмах «Теркин на том свете» и «По праву памяти».
Задание .
Прочитать поэму «по праву памяти» и ответить на во Каковы основные темы произведения?
Расскажите о трагедии русского крестьянства и народа в целом в 1930 – 1940 гг, используя строки из поэмы.
Как показан Сталин в поэме?
Основные темы произведения:
– тема раскаяния и личной вины человека;
– тема памяти и забвения;
– тема исторического возмездия;
– тема «сыновней ответственности».
Жестокое было время, бесчеловечное, жестокие судьбы, суровые нравы. Многие беспричинно арестовывались, "дела невиновных высасывались из пальца", многие были сосланы или расстреляны. На сюжет последней поэмы, безусловно, накладывалась и вся тяжесть судьбы родителей и братьев поэта, беззаконно брошенных на гиблое спецпоселение за Урал, и связанная с этим собственная рана на душе. Учащиеся вспоминают "Облаву" В. Быкова, "Поездку в " Ф. Абрамова, сцену раскулачивания семьи Гаевых из "Поднятой целины" М.А. Шолохова. В подтверждение сказанного демонстрируется фрагмент из фильма "Поднятая целина".
Цитата:
«В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…» .
Сталин – неоднозначный персонаж. Это человек, который пролил множество крови, устраивал репрессии, ссылал людей в Сибирь. «Кулаки» лишились своего дома, семьи «кулаков» – права считаться людьми. Сталин исковеркал судьбы множества лиц. Однако нельзя перечеркнуть и его заслуги как политического деятеля. В любом случае, цензура, запреты, жесткость управленческого аппарата – это клетка для творческого человека, каким был Твардовский. Перед финалом жизни автор размышляет об этом, признавая, что надеется на восстановление справедливости и огласку страшных событий. Ведь до этого эти вещи замалчивались:
Пусть очевидцы поколенья
Сойдут по-тихому на дно,
Благополучного забвенья
Природе нашей не дано.
Спроста иные затвердили,
Что будто нам про черный день
Не ко двору все эти были,
На нас кидающие тень…
Объяснение: