Тема урока: Платон Каратаев: русская картина мира
- Прочитайте отрывок из романа и выполните задание к нему.
1.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру. И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacré nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер Задания:
1.Почему Каратаев в плену делает всё не только для русских солдат, но и для французов, например, шьёт рубашку французу?
2. В чём смысл притчи, рассказанной Платоном?
3.Как вы понимаете сцену расстрела Платона французами? Почему Каратаев не французских солдат не убивать его? Как он ведёт себя?
Проанализировав стихотворения о родной природе в творчестве поэтов 19 века, можно сделать вывод, что каждый поэт видел природу по разному.
Е.А. Баратынский в стихотворении "Весна, весна! Как воздух чист" приветствует весну, которая пробуждает в нем стремление к высокому. В стихотворении "Чудный град" Баратынский показывает как прекрасна и хрупка природа на примере летучих облаков.
В стихотворении Я. П. Полонского можно заметить, что поэт сопоставляет человеческие отношения и чувства с природой ("По горам две хмурых тучи"-дети и мать)
А.К.Толстой в стихотворении "Где гнутся над омутом лозы" демонстрирует таинственность и загадочность природы. Ведь несмотря на красоту, которую обещали мальчику стрекозы, природа могла погубить.
Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить в войне. Или родителей уже не было... Часто в 14-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.
Сейчас дети войны уже стали бабушками и дедушками. Часто у них не самый лучший характер, они ворчат. Но надо уважать их и помнить, что их жизнь с самого начала складывалась очень трудно. Они справились с таким, что нам и не снилось.