Тема урока Трагедия отца (по рассказу «Рождество»)
Цели обучения
(кратко) 7.АИ 2. определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев
7.АИ 4. анализировать в прозаическом произведении эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев
7.АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста
Порядок действий Ресурсы
(заполняется учителем) Выполнение
(заполняется учеником)
Изучи Ссылки на видео, интернет-ресурсы, страницы учебника
Прочитай рассказ «Рождество» В.В.Набокова стр. 232-238 Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомился(лаь)
ответь Во учителя по изученному материалу
-Что вы чувствуете после прочтения рассказа с таким чудесным названием?
- А какое отношение, с вашей точки зрения, имеет праздник Рождества к нашему рассказу?
- Почему возникают чувства печали, грусти?
- Вспомните какие факты своей биографии писатель приписывает своим героям?
- Почему автор дает герою фамилию Слепцов?
Вы наверное заметили некий парадокс. От Рождества мы ожидаем светлый радостный праздник, а содержание рассказа наполнено грустью, печалью, одиночеством, страданием.
Главный герой говорит: «Завтра Рождество….. ..А я умру».
- Какие чувства приводят героя к таким мыслям, что заключено в многоточии?
- Почему Слепцов решил умереть в день праздника? Впиши свои ответы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Выполни Ссылки на интерактивные тесты, упражнения учебника
1. «Двухчастный дневник». Стр.239
2. Определение «Рассказ» запиши в тетрадь
3. Охарактеризуй главного героя
Рефлексия «Скажи одним предложением…»
Рассказ В.В. Набокова «Рождество» - рассказ о …
Рассказ моего детства :з
Объяснение:
Главная мысль рассказа Носова «Бабушка Дина» заключается в том, что к людям пожилого возраста следует относиться с уважением. Когда на праздник в детском саду пришли мамы всех детей, букет был подарен самой старшей маме, бабушке Дине.
Рассказ Носова «Бабушка Дина» учит с одинаковым уважением относиться ко всем мамам и не спорить о том, чья мама самая красивая, потому что для каждого ребенка самой красивой всегда будет именно его мама.
В рассказе мне понравилась воспитательница, которая предложила детям подарить букет самой старшей маме из присутствовавших на празднике. Тем самым воспитательница дала понять детям, что к пожилым людям следует относиться уважительно.
2.Поэму Н.А. Некрасова можно с полным основанием считать эпопеей русской жизни середины века. Автор называл поэму «своим любимым детищем», а материал для нее собирал, как он сам выразился, «по словечку в течение двадцати лет». Необычайно остро поднимает Некрасов главный вопрос того времени – жизнь феодальной России и последствия ломки крепостнических устоев, судьба простого русского народа и историческая роль помещиков.
Наряду с изображением крестьян, автор знакомит нас с жизнью помещиков.
Беру! Беру!Впервые образ помещика появляется в пятой главе, которая так и называется «Помещик» Вот каким увидели его крестьяне:
Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый,
Шестидесяти лет;
Усы седые длинные,
Ухватки молодецкие…
Помещика зовут Гаврило Афанасьевич Оболт-Оболдуев. На вопрос крестьян, счастлив ли он, барин искренне и долго смеется, а потом с сожалением вспоминает годы, полные достатка, веселья, праздной жизни и полного самоуправства:
Летело время соколом,
Дышала грудь помещичья
Свободно и легко.
Во времена боярские,
В порядки древнерусские
Переносился дух!
Ни в ком противоречия,
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Но «все все минуло!...», реформа 1861г. отменила крепостное право, но она же наглядно показала, что не доведена до конца. В жизни крестьян мало что изменилось, но несколько иначе стали жить и помещики после отмены крепостничества:
Разобран по кирпичику
Красивый дом помещичий,
И аккуратно сложены
В колонны кирпичи!
Обширный сад помещичий
Под топором крестьянина
Весь лег, - мужик любуется,
Как много вышло дров!
Однако даже произошедшие в жизни изменения не могут заставить Оболт-Оболдуева трудиться и уважать чужой труд:
Сословья благородные
У нас труду не учатся.
У нас чиновник плохонький
И тот полов не вымоет,
Не станет печь топить…
Помещик не собирается учиться чему-либо и надеется так же, как и раньше, жить за счет труда крестьян. Наверное, весь остаток жизни он будет вспоминать старые времена и тосковать по своей неограниченной власти, по праздному безделью.
Под стать ему и помещик Утятин, который «весь век чудил и дурил». «Да вдруг гроза и грянула», на Руси отменили крепостное право, а помещика с горя «хватил удар». Чтобы заполучить наследство, его дети, по сговору с крестьянами, разыгрывают перед Утятиным настоящий спектакль. Помещику внушают, что он не остался «без вотчины», а на Руси, по-прежнему, крепостничество:
Порядков новых, нонешних
Ему не перенесть.
Поберегите батюшку!
Помалчивайте, кланяйтесь
Да не перечте хворому…
Так и живет больной и поглупевший помещик в неведении:
Увидит в поле пахаря
И за его же полосу
Облает: и лентяи-то
И лежебоки мы!
Да невдомек Последышу
Что уж давно не барская,
А наша полоса…
Каждый день его бывшие крепостные крестьяне разыгрывают перед Утятиным «камедь», выслушивая, за вознаграждение, нелепые барские «приказы по вотчине» и от души смеются над помещиком, выжившим из ума.
У подобных господ нет будущего, и обличительная сатира Н.А.Некрасова наглядно показывает, что обновление общественного строя невозможно, пока у власти стоят подобные дворяне и князья.