В статье на материале стихотворений Б. Ю. Поплавского «Дождь», «Орфей», «Танец Индры», «Автоматические стихи № 139, 140, 141» исследуется образ Орфея в контексте излюбленных поэтом лирических тем: музыки и смерти. Интерпретация Б. Ю. Поплавским образа мифического певца и музыканта Орфея свидетельствует о напряженности метафизических поисков поэта, связанных с пониманием сущности Бога и роли искусства в судьбе молодого поколения первой волны русской эмиграции.
Ключевые слова: миф об Орфее, орфизм, поэт, музыкант, понимание музыки и смерти.
Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Его предок, Ян Гжибовский (польск. Jan Grzybowski), в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гжибовский[5]. При царе Алексее Михайловиче был разрядным дьяком и одним из пяти составителей Соборного уложения 1649 года Фёдор Акимович Грибоедов.
Отец — Сергей Иванович Грибоедов (1761—1814), отставной секунд-майор; Мать — Анастасия Фёдоровна (1768—1839), в девичестве также Грибоедова — из смоленской ветви этого рода, причём её семейство было богаче и считалось более знатным[6]; Сестра — Мария Сергеевна Грибоедова (Дурново); Брат — Павел (умер во младенчестве);[7] Жена — Нина Александровна Чавчавадзе (груз. ნინო ჭავჭავაძე) (4 ноября 1812 — 28 июня 1857). По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Существуют сведения[8], что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву (это тщательно скрывал сам драматург). В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.
В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион[9]; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году (в возрасте 13 лет)[10] окончил словесное отделение университета со степенью кандидата словесных наук[11], но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение.
В статье на материале стихотворений Б. Ю. Поплавского «Дождь», «Орфей», «Танец Индры», «Автоматические стихи № 139, 140, 141» исследуется образ Орфея в контексте излюбленных поэтом лирических тем: музыки и смерти. Интерпретация Б. Ю. Поплавским образа мифического певца и музыканта Орфея свидетельствует о напряженности метафизических поисков поэта, связанных с пониманием сущности Бога и роли искусства в судьбе молодого поколения первой волны русской эмиграции.
Ключевые слова: миф об Орфее, орфизм, поэт, музыкант, понимание музыки и смерти.
Объяснение:
.
Отец — Сергей Иванович Грибоедов (1761—1814), отставной секунд-майор;
Мать — Анастасия Фёдоровна (1768—1839), в девичестве также Грибоедова — из смоленской ветви этого рода, причём её семейство было богаче и считалось более знатным[6];
Сестра — Мария Сергеевна Грибоедова (Дурново);
Брат — Павел (умер во младенчестве);[7]
Жена — Нина Александровна Чавчавадзе (груз. ნინო ჭავჭავაძე) (4 ноября 1812 — 28 июня 1857).
По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Существуют сведения[8], что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву (это тщательно скрывал сам драматург). В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.
В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион[9]; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году (в возрасте 13 лет)[10] окончил словесное отделение университета со степенью кандидата словесных наук[11], но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение.