Тест
1. К какому жанру относится термин русский героический эпос?
1) песни 3) былины
2) сказки 4) частушки
2. Кто главные герои былин?
1) рыцари 3) солдаты
2) богатыри 4) крестьяне
3. Где происходит действие пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка»?
1) в царстве Додона 3) в царстве Гороха
2) в царстве Берендея 4) в царстве Салтана
4. Кого полюбила Снегурочка из пьесы-сказки А.Н. Островского?
1) Леля 3) Мизгиря
2) Бирюча 4) Курилку
5. Кто предсказал Олегу его судьбу (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)?
1) старуха-ведунья 3) звездочёт
2) чернокнижник 4) волхв
6. Какая смерть была предсказана Олегу?
1) смерть в бою 3) гибель от предателя
2) казнь в плену 4) смерть от своего коня
7. Как называется любое драматическое (предназначенное для постановки на сцене театра) литературное произведение без указания его жанра?
1) водевиль 3) миниатюра
2) сценка 4) пьеса
8. Как в произведении называется изображение внешности персонажа?
1) характеристика 3) портрет
2) биография 4) описание
9. В чём причина гибели трёх пальм и источника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»?
1) зачахли под лучами палящего солнца
2) погибли от безжалостных людских рук
3) увяли от тоски и одиночества
4) их сгубил налетевший вихрь
10. Определить, что является темой повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?
1) история любви Вакулы и Оксаны
2) приключения Солохи
3) жизнь народа в будни и праздники
11.Назвать отрицательных героев повести «Ночь перед Рождеством».
1) Солоха 2) Оксана 3) Чёрт 4) Голова
12.О ком рассказывается в «Лесной царь» В.А.Жуковского?
1) о матери и дочери
2) об отце и сыне
3) о матери и сыне
13. Какое художественно-изобразительное средство используют авторы в данных строках?
1. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. А.С. Пушкин А. Сравнение
2. Последняя туча рассеянной бури, Одна ты несешься по ясной лазури,.. А.С. Пушкин Б. Олицетворение
3. И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой. М.Ю. Лермонтов. В. Эпитет
4. Стена теней, Ночей тюрьма под солнц двустволкой пала. В.В. Маяковский. Г. Метафора.
14. Героя повести А.С. Пушкина "Выстрел" звали:
а) Иван Петрович Белкин
б) Сильвио;
г) Бурмин.
15.Вставь пропущенное слово в цитате; запиши название произведения и его автора.
Кузнец не без робости отворил дверь и увидел, сидевшего на полу по-турецки, перед небольшою кадушкою, перед которой стояла миска с галушками. Эта миска стояла, как нарочно, наравне с его ртом. Не подвинувшись ни одним пальцем, он
наклонил слегка голову к миске и хлебал жижу, схватывая по временам зубами галушки.
16.Сопоставьте героев произведений с названиями этих произведений:
1. Лена Бессольцева А."Всадник Алеша"
2. Алеша Боткин Б."Детство" Л.Н. Толстого
3. Коста В."Муму"
4. Николенька Иртеньев Г."Ночь перед Рождеством"
5. Алеша Пешков Д."Багульник"
6. Кузнец Вакула Е."Чучело"
7. Сильвио Ж."Детство" А.М. Горького
8. Герасим З."Выстрел"
ПОСЛЕ БАЛА
РАССКАЗ
— Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.
Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.
Так он сделал и теперь.
— Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не от среды, а совсем от другого.
— От чего же? — с мы.
— Да это длинная история. Чтобы понять, надо много рассказывать.
— Вот вы и расскажите.
Иван Васильевич задумался, покачал головой.
— Да, — сказал он. — Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра.
— Да что же было?
— А было то, что был я сильно влюблен. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь. Дело у нее уже дочери замужем. Это была Б..., да, Варенька Б..., — Иван Васильевич назвал фамилию. — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа.
— Каково Иван Васильевич расписывает.
— Да как ни расписывай, расписать нельзя так, чтобы вы поняли, какая она была. Но не в том дело: то, что я хочу рассказать, было в сороковых годах. Был я в то время студентом в провинциальном университете. Не знаю, хорошо ли это или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами (в то время мы ничего, кроме шампанского, не пили; не было денег — ничего не пили, но не пили, как теперь, водку). Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен.
— Ну, нечего скромничать, — перебила его одна из собеседниц. — Мы ведь знаем ваш еще дагерротипный портрет. Не то что не безобразен, а вы были красавец.
— Красавец так красавец, да не в том дело. А дело в том, что во время этой моей самой сильной любви к ней был я в последний день масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны, Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов — я до сих пор не могу это ему — пригласил ее, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.
1)Почему именно «Чудик»? Почему не какой-то другой герой из рассказов Шукшина или Чехова, например? Чудик персонаж для современного человека неоднозначный. Для его жены прожить с таким мужем, бок о бок, всю жизнь, настоящий подвиг. Это не муж, а как говориться, «сто рублей убытка». Посудите сами. Чудик находит на полу в магазине 50 рублей и как честный человек, отдает купюру продавцу, мол, вдруг найдется «хозяин». Однако, выйдя из магазина, обнаруживает, что сам является ее «хозяином». К слову сказать, 50 рублей в советские времена, половина месячной зарплаты. В другой раз без с ну, чтобы было красивее, разрисовывает детскую коляску, за что потом получает от жены своего родного брата, к которому приехал в гости.
Объяснение: