Тест. А. Т. Твардовский «Василий Тёркин». 1. Жанр произведения:
- ;
- поэма;
- былина.
2. В основе произведения:
- фантастика;
- жизненная ситуация;
- сочетание фантастики и жизнеподобия.
3. Авторская позиция в произведении:
- отсутствует;
- скрыта;
- ясно выражена.
4. Героя произведения можно назвать:
- обыкновенным;
- заурядным;
- исключительным.
5. Особенностью стиха произведения является:
- нарочитая усложнённость;
- наличие высокопарной лексики;
- тесная связь с живой разговорной речью.
6. Василий Тёркин:
- сказочный герой;
- собирательный образ;
- историческая личность.
7. Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Так когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи-отцы.
Тем путём идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьём кремневым
Русский труженик-солдат.
В этих строках автор стремится:
- показать живучесть традиций русских воинов столетий;
- вспомнить старых солдат;
- передать тяжесть пути.
8. В главе «О награде» Василий Тёркин предстаёт человеком:
добрым, жизнерадостным;
- мечтающем о несбыточном;
- тщеславным.
9. В главе «Гармонь» звучит:
- непреходящая печаль о погибших;
- жизнеутверждающая сила;
- желание Тёркина поднять настроение товарищей.
10. Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы,
Тот народ, Россия.
В этих строках главы «О войне» автор напоминает:
- о том, что судьба каждого человека неразрывно слита с судьбой его страны;
- о вине живых перед мёртвыми;
- об огромных потерях на войне.
Мы взрослых за то презираем,
Что скучны и серы их дни.
Мы знаем, мы многое знаем того,
Что не знают они.
М. Цветаева
ХОД УРОКА
I. Постановка целей и задач урока
II. Работа над темой урока
(С привлечением материала, подготовленного учащимися дома.)
1. Текстуальная работа
В главах XVI–XXVI найти и выписать цитаты, характеризующие «планету людей» — Землю и те законы, по которым эти люди живут:
1) «среди людей тоже одиноко» (Змея);
2) «…их [людей] носит ветром. У них нет корней» (маленький цветок в пустыне);
3) «нет в мире совершенства» (Лис);
4) здесь не ценят уникальности (множество роз в саду) и забывают о том, что «ты… в ответе за тех, кого приручил» (Лис);
5) люди верят словам, но «слова только мешают понимать друг друга» (Лис);
6) люди в поездах «спят в вагонах или просто сидят и зевают» (стрелочник);
7) «Их [людей] глаза слепы. Искать надо сердцем» (Маленький принц);
8) «У каждого человека свои звезды… Но для всех этих людей звезды — немые» (Маленький принц).
Итоговый вывод: каков же «портрет» обитателей «планеты людей»?
2. Слово учителя с элементами беседы, заданиями и комментариями
— Первая встреча героя с миром взрослых состоялась во время его путешествия.
Итак, перед нами — «портрет» взрослого населения Земли, и, надо сказать, получился он малопривлекательным. Маленький принц дипломатично оценивает взрослых так: «Странный народ эти взрослые».
Что же, с точки зрения взрослых, является показателем здравомыслия человека? (Умение поддержать разговор «об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках», занятия различными «серьезными делами» — а что это с точки зрения взрослого человека?)
Найдем слова Маленького принца, который с горечью характеризует неумение взрослых воспринимать подлинную Красоту. («Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут себе его представить. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков» — и тогда они воскликнут: «Какая красота!») Это ли не нравственная пропасть, духовный тупик?
3. Обращение к эпиграфу урока
Чтение строк М. Цветаевой и попытка ответить на вопрос: Чего же не знают взрослые, но знают дети? (Что мир очень разный; что фантазия и мечта окрыляют и не дают погрязнуть в рутине и обыденности; что… что еще?..)
4. Продолжение слова учителя
— Хотя, конечно, не все взрослые не увидеть» слона, проглоченного удавом. Лучшее доказательство этому — Леон Верт, которому посвящена книга, да и сам А. де Сент-Экзюпери, ведь произведение это, если можно так выразиться, автобиографическое.
5. Попытка определения темы и основной мысли сказки
«Маленький принц»
(Неужели это пресловутая проблема «отцов и детей»?..)
III. Подведение итогов урока
IV. Домашнее задание
Для всех учащихся — выписать в тетрадь 5–7 афоризмов из сказки, смысл одного из них письменно объяснить.
Индивидуальные творческие задания:
1) Раскрыть оттенки и взаимосвязь смысла афоризма «Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить» («Маленький принц») и слов Е. Евтушенко: «На светильники и гасильники человечество разделено».
2) ответить на вопросы: почему встреча автора с Маленьким принцем состоялась в пустыне; чему научило Маленького принца пребывание на Земле; в каких афоризмах заключаются эти уроки?