ТЕСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЮ за твором
Мольєра «Міщанин-шляхтич»
1-і Класицизм як літературний напрям найбільшого розвитку отримав:
А) в Англії;
Б) в Італії;
В) у Франції.
2. Головним теоретиком класицизму як літературного напряму був:
А) Ж. Б. Мольєр;
Б) Н. Буало;
В) П. Корнель.
3. Взірцем досконалості в епоху класицизму вважалося:
А) античне мистецтво;
Б) мистецтво епохи Відродження;
В) мистецтво бароко.
4. Основним конфліктом для багатьох класицистичних творів
Є конфлікт між:
А) пристрастю і розумом;
Б) героєм і суспільством;
В) представниками старшого і молодшого покоління.
5. «Високими» жанрами у класицизмі вважалися:
А) комедія;
Б) трагедія;
В) сатира.
6. Жан Батист Поклен — це:
А) театральний псевдонім Мольєра;
Б) справжнє ім’я Мольєра;
В) дівоче прізвище його матері.
7. Театр, що відкрив у Парижі Мольєр, має назву:
А) «Глобус»;
Б) «Блискучий»;
В) «Діти Сім’ї».
8. Мольєр написав п’єсу:
А) «Прометей Прикутий.
б) «Гамлет»;
В) «Мізантроп».
9. У цій комедії Мольєр зіграв, востаннє:
А) «Кумедні манірниці»;
Б) «Міщанин-шляхтич»;
В) «Удаваний хворий»?
10. Цю п’єсу Мольєра було заборонено не тільки ставити, але
Й читати: .
А) «Міщанин-шляхтич»;
Б) «Тартюф»;
В) «Донжуан».
11. Події п’єси «Міщанин-шляхтич» відбуваються:
А) у Парижі;
Б) у Гамбурзі;
В) у Лондоні.
12. За жанром «Міщанин-шляхтич»:
А) комедія;
Б) трагедія;
В) драма. 13. П’єсу «Міщанин-шляхтич» створено за законами: .
А) романтизму;
Б) класицизму;
В) реалізму.
14. Пан Журден прагне:
А) розбагатіти;
Б) одружитися з маркізою;
В) стати шляхетним дворянином.
15. Досягти мети панові Журдену не вдалося через:
А) відсутність освіти;
Б) підступні дії графа Доранта;
В) те, що він обрав хибний шлях у житті.
ПЕРЕД СУДОМ
Что же ты потупилась в смущеньи?
Погляди, как прежде, на меня,
Вот какой ты стала - в униженьи,
В резком, неподкупном свете дня!
Я и сам ведь не такой - не прежний,
Недоступный, гордый, чистый, злой.
Я смотрю добрей и безнадежней
На простой и скучный путь земной.
Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь...
Но ведь я немного по-другому,
Чем иные, знаю жизнь твою,
Более, чем судьям, мне знакомо,
Как ты очутилась на краю.
Вместе ведь по краю, было время,
Нас водила пагубная страсть,
Мы хотели вместе сбросить бремя
И лететь, чтобы потом упасть.
Ты всегда мечтала, что, сгорая,
Догорим мы вместе - ты и я,
Что дано, в объятьях умирая,
Увидать блаженные края...
Что же делать, если обманула
Та мечта, как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно стегнула
Грубою веревкою кнута?
Не до нас ей, жизни торопливой,
И мечта права, что нам лгала.-
Все-таки, когда-нибудь счастливой
Разве ты со мною не была?
Эта прядь - такая золотая
Разве не от старого огня?-
Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная, прости меня!
Казаков в рассказе «Голубое и зеленое» выступает как мастер создания городского пейзажа. Герои произведения знакомятся «на дне глубокого двора». «Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые», — пишет автор. Под влиянием романтической встречи герой-рассказчик начинает смотреть на мир поэтическим взглядом. Романтический облик героини передают лишь две художественные детали: глубокий грудной голос и нежная маленькая рука. Ю.П. Казакова относят к направлению, обозначенному в литературе как «лирическая проза». Фрагменты его произведений можно воспринимать как стихотворения в прозе. Особую роль в них играет словесное рисование. Автор заставляет читателя вместе с ним любоваться красотой обычного вечернего городского двора. При этом на изображение разноцветных окон многоквартирного дома накладывается музыкальная тема — хороший джаз, который в эпоху написания рассказа является и символом свободомыслия, планетарного мышления и даже в какой-то степени средством индивидуализации главного героя, характеризующим его как человека одаренного и неординарного. Одновременно с этим музыка молодому человеку пережить растерянность при знакомстве с девушкой. Он понимает, что Лиля ждет от него веселого и интересного разговора, и музыка сглаживает неловкость молчания. По отношению к героине рассказа Ю.П. Казаков использует прием развернутого портрета. Он вновь и вновь возвращается к описанию ее облика и дополняет его новыми художественными деталями: блестящие глаза, в которых отражаются огни города, жесткие волосы, густые брови. Важно, что портрет героини дается опять-таки на фоне городского пейзажа: в блестящих глазах героини отражается свет окон родного города. Этот город и становится связующей нитью между двумя едва знакомыми молодыми людьми. Ю.П. Казаков в этой связи особо подчеркивает Арбат: арбатские переулки, Арбатскую площадь. В 50-60-е годы Арбат становится символом духовного единения русской интеллигенции. Герои приходят в кино. И автор вновь обращается к портрету Лили. При этом упоминаются новые детали, но неизменно подчеркивается главная — блестящие глаза — символ нового взгляда на мир, на мир, освобожденный от войн и репрессий: «Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. Какая она красивая! Впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и розовые крепкие щеки. Когда она улыбается, на щеках появляются ямочки, а брови расходятся и не кажутся уже такими строгими». Для героя рассказа важна иная черта облика девушки — жесткие волосы. Он воспринимает их как символ жестокости характера, в то время как у него самого волосы мягкие и в душе царят мягкотелость и нерешительность. Первая часть рассказа имеет кольцевую композицию. Рамкой для которой является городской пейзаж — описание вечернего двора с разноцветными окнами. Когда герои возвращаются из кино, белые и розовые окна гаснут, остаются голубые и зеленые. Здесь для автора важна символика цвета. Голубое и зеленое — цвета, символизирующие естественное, природное жизнелюбивое начало. Во второй части рассказа город вновь становится одним из действующих лиц произведения: герои гуляют по Тверскому бульвару. Для каждого жителя города это тоже знаковое место: здесь находится памятник А.С. Пушкину — величайшему поэту России. Теперь парень и девушка уже не молчат, а много говорят обо всем, но это не главное: они тут же забывают о сказанном, теряют нить разговора. Главное сейчас для них — быть вместе, идти куда-нибудь рядом. Так зарождается влюбленность. «Теперь мы идем уже немного ближе друг к другу», — замечает герой. На бульварах сидят влюбленные нары, и юноша тоже мечтает о том, что они с Лилей когда-то будут сидеть на лавочке, прижавшись друг к другу. Казаков подчеркивает в рассказе романтику первой любви, хрупкость и ранимость этого чувства, волнение первых прикосновений. Расстаются герои опять в том же дворе, но теперь в нем уже не горит ни одно окно, так как все уже спят.