ТЕСТ ДО ПОЕМИ “СОН” 1. Автор описує красу української природи :
а) зимового вечора;
б) весняного дня;
в) літнього ранку;
г) осіннього вечора.
2. “Латану свитину з каліки знімають” - де це діється?
а) в Сибіру;
б) в Україні;
в) у москалів на муштрах;
г) у царських палатах.
3. “А меж ними, запеклими, В кайдани убраний , Цар всесвіт¬ній, цар волі, цар, Штемпом увінчаний!” - хто це?
а) злодій;
б) Ісус Христос;
в) борець за людську волю;
г) гай¬дамака.
4. Хто це: “Нагодовані, обуті і кайданами окуті, муштруються”?
а) москалі;
б) козаки;
в) пани;
г) жителі Петербурга.
5. Які спогади навіяв ліричному герою пам’ятник Петру І?
а) що Петро І зробив Росію наймогутнішою державою;
б) що Петро розвинув освіту в Україні;
в) що цар побудував Петербург на кістках козаків-українців;
г) що це місто побу¬дував Петро, за це йому вдячні нащадки.
6. «Щедра та розкішна» людина...
а) Храми мурує;
б) Богобоязлива;
в) Намагається «неситим оком за край світа зазирати» ;
г) Не реагує на будь-яке лихо.
7.«Царят і старчат» поет називає…
а) Адамовими дітьми;
б) Тихими і тверезими;
в) Байдужими до власної долі;
г) Загарбниками і поневолювачами рідного краю.
8.Для чого ліричний герой здійснював мандри по небу? Щоб:
а) Відчути радість і насолоду від цього;
б) Дослідити життя в підхмар'ї;
в) Віднайти на краю світу рай;
г) Поспілкуватися з Богом.
Тест до поеми «Кавказ»
1. З питанням «Коли вона прокинеться?» письменник звертається...
А До справедливості.
Б Долі людської.
В Свідомості кавказців.
Г Совісті гнобителів.
2. Поет у творі возвеличує не тільки «лицарів великих», але й:
А Гори Кавказу.
Б Бога Святого.
В Батьків загиблих.
Г Тогочасну історичну епоху.
3.Період творчості Т. Шевченка, до якого належить поема «Кавказ».
А Ранньої.
Б «Трьох літ».
В Останніх років.
Г «У казематі».
4. Описуючи гори Кавказу, поет звертає увагу читача на те, що вони...
А Надто високі.
Б Засіяні горем.
В Дуже старі.
Г Дивують своєю красою.
5. Характеризуючи правду, Т. Шевченко обурено проголосив, що вона...
А Закута в кайдани.
Б Кров’ю полита.
В П’яна.
Г Химерна і підступна.
6. Символічними у творі є образи...
А Прометея та орла.
Б Чурека і саклі.
В Правди і волі.
Г Храму і каплиці
7. «Ненагодованою і голою» в поемі...
А Є мудрість людська.
Б Ріка зі сльозами і кров’ю муштрованих.
В Хмара за горами.
Г Сердешна воля.
8. Поема написана у формі революційно-викривального ліричного...
А Діалогу.
Б Полілогу.
В Монологу.
Г Трактату.
МОЖЕТ ЭТО?
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнего страстного увлечения этим делом». Л. Н. Толстой считал, что наступило время (вспомним, что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественно-педагогического движения), когда образованные люди страны должны активно народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти.
В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача — открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и учителям в их работе.
Хорошо понимая, что ему вряд ли добиться официального разрешения на такое объединение общественных сил на дело создания крестьянских школ, Л. Н. Толстой заключал признанием, что он будет «составлять тайное общество». Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя его школы и соседних крестьянских школ, составившие коллектив единомышленников, сдружившийся для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался в издаваемом писателем в это время журнале «Ясная Поляна», где печатались его статьи о народном образовании, сообщения учителей, предварительно обсужденные на их собраниях под руководством Л. П. Толстого.
Примечательно, что секретарем журнала был один из учителей сельской школы Н. Н. Петерсон, бывший воспитанник И. Н. Ульянова, которого отец В. И. Ленина высоко ценил за передовые взгляды и преданность народным интересам. Н. Н. Петерсон был, по-видимому, членом тайной революционной организации «Земля и Воля» и в 1866 году привлекался к дознанию в связи с покушением Каракозова на царя, но был освобожден.
Об идейном направлении деятельности учителей сельских школ Крапивенского уезда Тульской губернии, приглашенных на работу Л. Н. Толстым, говорят его статьи по народному образованию, опубликованные в журнале «Ясная Поляна».
Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами и банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы.
Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.