Тест «П.П. Бажов Каменный цветок» 5 класс
1. Какова основная тема «Каменного цветка»?
а) любовь Данилы и Кати б) жизнь горнозаводских мастеров
в) Хозяйка Медной горы
г) Каменный цветок
2. Жанр произведения
а) стихотворение б) рассказ в) сказ г) сказка
3. Данилка Недокормыш не был
а) пастушком
б) казачком при господском доме
в) на заводской работе
г) мастером по малахитному делу
4. О каком цветке бабушка Вихориха сказала:
«В малахитовой горе растёт. На змеиный праздник полную силу имеет. Несчастный тот человек, который его увидит»
а) Папора
б) разрыв-трава бегучий огонёк
в) каменный цветок
г) дурман-цветок
5. Почему Прокопьич не сразу начинает Данилу обучать своему мастерству?
а) некому работать по хозяйству
б) слабое здоровье Данилы
в) не видит толку в парне г) жалко передавать своё мастерство
6. Данила потерял голову от работы над чашей, потому что хотел её сделать так чтобы
а) точно по чертежу, присланному барином
б) его считали первым мастером
в) все удивились узору чистому и резьбе
г) камень полную силу имел
7. Змеевик-камень был цвета
а) голубого
б) изумрудного
в) зелёного
г) красного
8. Какое платье было на Хозяйке Медной горы при встрече с Данилой?
а) малахитовое
б) мраморное
в) каменное
г) бархатное
9. «И вот подвела та девица Данилушку к большой полянке. Земля тут, как глина, а по ней кусты чёрные, как бархат. На этих кустах большие зелёные колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звёздочка. Огневые пчёлки над теми цветками сверкают, а звёздочки тонёхонько позванивают, равно поют».
Где находится эта полянка?
а) у Змеиной горки
б) в царстве Хозяйки Медной горы
в) в медном руднике на Гумёшках
г) во сне Данилы
10.Почему Данила убежал от Прокопьича и бросил Катю?
а) полюбил Хозяйку Медной горы
б) хотел стать первым горным мастером
в) хотел увидеть каменный цветок
г) ума лишился
Общие в сказах и волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение. Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.
Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на "подземной каторге", в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание.
Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные выполняющие все ее распоряжения, — разноцвет ныс яшерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки.
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует, например, мастера Данилу и его сына Митю, стремяшихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу.
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что использован недорогой материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя.
Историческое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов, но и все более сильного закрепощения народа и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых добытчиков, барских прихвостней.
Другими чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка девицей обернуться. К таким же персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи) , и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к сказкам, он и сам их так иногда называл.